НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng

назад

 


События фонда
О нас пишут

Жизнь без пауз. ["Лица" (Москва).- 06.07.2005.- 007-008.- C.88,90,92]

Его мобильник не терзает слух "электронным" Бетховеном или Вивальди. Это забава не для музыкантов. Слух музыкантов услаждают совсем другие звуки: "Возьми трубку! Возьми трубку немедленно!" - устрашающе рычит телефон Дениса Мацуева - надежды и гордости российской исполнительской школы, выдающегося пианиста, к своему 30-летию прочно утвердившегося на мировом музыкальном олимпе. Победы на международных конкурсах, выступления с лучшими дирижерами и оркестрами мира, 10 компакт-дисков, признание коллег и тысяч любителей музыки - это все из его жизни.

Сегодня Мацуев нарасхват. И это правильно. Талант нашел своих поклонников, и число их растет. Что неудивительно, поскольку талант не только большой, но еще и многогранный. Как там было у классика? "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань"? Можно-можно! Некоторым очень даже удается! Денис Мацуев, выпускник ЦМШ и Московской консерватории, обладатель Первой премии XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, мог бы еще долго почивать на лаврах классического пианиста. Победа на столь престижном музыкальном состязании открыла Мацуеву лучшие залы мира, распахнула объятия известнейших импрессарио и оглушила восторженными аплодисментами самой искушенной публики. Но ему этого показалось мало. Он мастерски прихватил в круг своих почитателей еще и поклонников джаза, которые не могли не оценить его талант импровизатора и композитора. Джазовые программы Мацуева - это отдельная песня. Все, кто ловит кайф от непредсказуемости музыкальных ходов, оригинальности композиции, виртуозной техники, богатства гармоний и артистизма исполнителя, -вам туда, на его джазовый концерт. Тем более что там даже можно увидеть пианиста Мацуева, лихо играющего на контрабасе! Вообще Мацуева за роялем надо видеть! Некоторых пианистов можно только слышать. Мацуева надо еще и видеть. Как явление природы - органичное и прекрасное. Впечатление такое, что он не учился играть на рояле. Он просто родился с этим умением. Что почти правда.

Его папа - композитор, а мама - пианистка. Кем должен был стать мальчик в такой семье? То, что музыкальность передается генами, общеизвестно. Но то, что ими же передается и техничность, - это вещь пока не изученная, но на примере Дениса вполне очевидная.

- Мне не нравилось заниматься, - говорит Денис. - Я никогда не сидел за инструментом по 10 часов, не играл гаммы.

А ему и не надо было сидеть! То, на что у других детей уходили часы, Денис легко осваивал за минуты. Понятно, что уникальные данные Мацуева не остались незамеченными, и в своем родном Иркутске он рано прослыл вундеркиндом. Однако стереотип чудо-ребенка Мацуев, по его словам, разрушил.

- Я был абсолютной шпаной, - говорит Денис. - Хотя при этом оставался домашним ребенком, который никогда не ходил в детский сад и которого в школу водили за руку чуть ли не до 6-го класса. Но меня магнитом тянуло во двор - я заливал там каток, играл в хоккей, футбол, ломал руки... В общем, был вполне приземленным, нормальным ребенком. До поры до времени музыка не была для меня на первом плане, и я не думал, что она станет моей профессией. Хотя мне всегда нравилось выступать, играть перед публикой. И бабушка, и родители меня в этом поддерживали. Но если бы я не проявлял к этому интереса, меня не заставляли бы, потому что так можно лишь загубить ребенку жизнь. Мои мудрые родители это понимали и делали все правильно.

- И когда же вы поняли, что музыка - ваша стихия?

- Относительно недавно, - отвечает Денис. И он не кокетничает. Он просто очень критически к себе относится.

- Меня приучили к этому родители, за что им огромный поклон, -продолжает Мацуев. - Поэтому, когда меня хвалят, говорят "гениально" , это моментально вылетает у меня из другого уха. А вот если меня критикуют, делают толковые замечания - к этому я прислушиваюсь. Но, конечно, больше всех мне не дают расслабиться родители. И после всех "браво" на концерте я порой выслушиваю от них такое... В общем, меня держат в кулаке, - смеется он.

Заметим, что этот "кулак" не помешал Мацуеву увидеть уже полмира в ранге выдающегося пианиста. Еще почти 10 лет назад знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос - суперзвезда" , "Кэтс" , "Эвита" и других, услышав, как 20-летний российский музыкант играет свои джазовые композиции на мотивы его мюзиклов, лично приглашал Мацуева участвовать в своем концерте в Лондоне. И с тех пор, несмотря на все различия - в возрасте, положении и проч., - они друзья. Когда Денис участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского, Уэббер, еще не зная его результатов, прислал "новоиспеченному" победителю поздравительную телеграмму со словами "Я в этом не сомневался! Твой Эндрю". Спрашиваю Дениса, каких еще людей его способности притягивали, а каких отталкивали?

- Не замечал, чтобы кого-то отталкивали, - говорит он. - Я общительный человек, люблю людей. Конечно, друзей много не бывает, но у меня большой круг знакомых, приятелей, с которыми мне интересно общаться. Я благодарен судьбе за то, что она свела меня со многими удивительными людьми. Среди них есть великие музыканты, дирижеры, импрессарио, короли, королевы...

- Вам, наверное, многие завидуют?

- Наверное, это существует, но в открытую я с этим не сталкивался. Я сам завидую другим людям! Я страшный завистник! Но в хорошем смысле этого слова: когда вижу, как гениально играют мои друзья, коллеги. После этого я завожусь и хочу играть, играть, играть...

- Судя по всему, вы чаще пребываете в мажоре?

- Слава богу, пока это так. А минор в основном связан с усталостью, длительной разлукой с близкими. Перелеты, смена климата, часовых поясов... И нужно все время быть в форме, всем улыбаться, играть, не снижая уровня, плюс еще организационная работа, которая добавилась: у меня же теперь два своих фестиваля - Crescendo и "Звезды на Байкале" в Иркутске. Конечно, нужно давать себе отдыхать, но пока я не научился расслабляться, и это, пожалуй, самая большая моя проблема.

- Зачем вам два фестиваля?

- Они же абсолютно разные. Crescendo родился, чтобы показать мощь и силу молодой команды российских музыкантов, о которой почти никто ничего не знает. А русская исполнительская школа, между прочим, не развалилась и по-прежнему сильна.

В разных странах мира, на всех фестивалях, конкурсах звучат фамилии наших соотечественников. Надо просто говорить о них, давать публике возможность видеть и слышать их. На будущий год Crescendo пройдет в Санкт-Петербурге, через два года - в Париже, в "Гранд-опера" , потом - в Нью-Йорке, в "Карнеги-холл" , - пусть знают, какая у нас талантливая молодежь.

- И какие результаты показал первый фестиваль Crescendo?

- Блестящие. Нас заметили, поддержали. Мы были приглашены на прием к президенту, с которым проговорили два часа! Он впервые позвал к себе молодых музыкантов и за чаем обсудил с нами самые разные вопросы. Не скрою, мы были потрясены тем, что президент в курсе всех проблем, был, что называется, в материале, и когда ушли тележурналисты, беседа стала абсолютно неформальной и непринужденной.

А второй фестиваль я организовал в Иркутске, на который пригласил выступить наших мэтров - Спивакова, Образцову, Гараняна, Горенштейна, Гродберга, Бэлзу. Иркутск давно не слышал музыкантов такого уровня, а уж такого "звездного десанта" , наверное, не видел никогда. И я рад, что мне удалось сделать такой подарок родному городу и что все получилось. Я нашел понимание и поддержку и губернатора, и Министерства культуры. Это очень приятно.

К слову, Денис Мацуев - из редкой породы людей, которые предпочитают не брать, а отдавать и находят в этом огромное удовольствие. В нашем разговоре постоянно всплывали имена многих людей, которым Денис искренне благодарен за свою судьбу. Первыми в этом списке, конечно, идут родители Дениса, интуиции и самоотверженности которых он не перестает удивляться. Не рискни они тогда, когда отправили сына-подростка в Москву, в ЦМШ, неизвестно, как сложилась бы его жизнь сегодня. А тогда он не понимал, зачем ему нужно уезжать из родного города, оставляя дом, друзей, свою футбольную команду? Единственным убедительным аргументом тогда для него прозвучали слова: "Зато в Москве ты сможешь смотреть матчи своего "Спартака" на стадионе". Теперь он об этом вспоминает со смехом, хотя по-прежнему остается верным и преданным болельщиком "Спартака".

Теплое чувство связывает Дениса с Международным благотворительным фондом "Новые имена" , который открыл 15-летнего пианиста для широкой публики и помог ему, когда он переехал в Москву: концерты, стипендии, поездки, организованные "Новыми именами" , - все это стало первыми ступенями Дениса к сегодняшнему успеху. Теперь уже Мацуев чувствует необходимость помогать "Новым именам": недавно он стал вице-президентом фонда и всерьез озабочен тем, чтобы помогать находить и поддерживать юные таланты по всей России. Он с восторгом рассказывал мне об уникальной 8-летней скрипачке из Братска, недоумевал, почему телевидение почти не замечает то многое хорошее, что есть у нас в стране.

С огромным уважением вспоминает Денис своих педагогов из ЦМШ и Консерватории - В. Пясецкого, народных артистов России профессоров А. Наседкина, С. Доренского. И выдающихся музыкантов, с которыми ему посчастливилось выступать у нас и за рубежом.

Счастливчик. Баловень судьбы. Со стороны все выглядит именно так. Но жизнь богаче, и в ней есть все - и неудачи, и потери, и разочарования. Спрашиваю Дениса, что вносит диссонанс в его сегодняшнюю жизнь?

- Не знаю, - говорит он, - наверное, какие-то вещи, связанные с личными моментами. Совсем недавно у меня умерла бабушка, которая во многом помогла мне стать таким, какой я есть. Она развивала во мне артистизм, театральность, потому что была убеждена, что без этого музыканту нечего делать на сцене. Если несколько человек приходят тебя слушать - ты должен сделать действо на сцене. Бабушка научила меня многому, и ее уход -страшная трагедия для меня. Так случилось, что это совпало с моим концертом, но я не стал его отменять: работа есть работа, и что бы ни произошло, надо выходить на сцену. Конечно, было очень тяжело.

- Сколько у вас наметалось в этом году - и 30-летие, и такое горе...

- Год сумасшедший во всех отношениях! - соглашается Денис.

- Были совершенно жуткие моменты: приезжаю как-то с гастролей, а квартиру ограбили, все перевернули и вдобавок оставили включенным газ. Меня спасло чудо. После этого случая, когда меня спрашивают, и нужна, мол, тебе такая популярность в России, из-за которой становишься мишенью для бандитов, я всегда отвечаю, что живу здесь, это мой дом, который я люблю, и никуда уезжать отсюда не собираюсь.

- Есть ли у вас своя тема в искусстве? - спрашиваю Дениса, понимая, что ответить на этот патетический вопрос нормальному человеку практически невозможно. Но Денис прекрасно выходит из положения. Он вообще легок в разговоре, быстро думает и живо отвечает.

- Мне трудно об этом судить, - улыбается он. - Но все говорят, что от меня идет какая-то жизнеутверждающая энергия. Могу сказать, что специально для этого я ничего не делаю. Просто я веселый, жизнерадостный человек.

А сейчас я, конечно, нахожусь в романтической струе. Такой уж возраст! И я не успокоился. Я сумасшедший. У меня все летит, горит, я могу разламывать рояли, подпрыгивать, как мальчишка. От эмоций у меня давление может скакать под 200! Про таких говорят: шило в одном месте. Но, значит, так мне предначертано. Когда-нибудь, наверное, стану спокойнее. Но не сейчас.

- А что вас может гарантированно настроить на мажорный лад?

- Красивые женщины - раз. Хорошее исполнение на сцене -два. Друзья - три. И спорт - четыре. Выигрыш любимой команды, например. Или когда сам играю в футбол.

- Что бы вы хотели повторить из своей жизни на бис?

- Я бы еще раз хотел родиться на Байкале. Еще раз выиграть Международный конкурс имени Чайковского, провести фестиваль Crescendo и уехать еще раз в Москву. Потому что только сейчас я оценил шаг, на который решились мои родители - просто взяли меня за шкирку и сказали: езжай! Они пошли на страшный риск, никто же не знал, чем все это кончится, ведь выбивается один из тысяч!

А ему вообще удаются многие невероятные вещи. Например, разучивать музыкальные произведения по методу Генриха Нейгауза - во сне. Или превратить чужую невоспитанность в эффектный концертный номер, как это было, когда на одном из концертов Мацуева у зрителя не переставал звонить мобильный телефон. В какой-то момент Денис просто прервал исполнение Бетховена и сыграл остроумную импровизацию на мелодию надоедливого мобильника, чем привел публику в неописуемый восторг.

Последние лет пять Денис живет в абсолютно бешеном ритме. Но он настолько отвечает складу его характера, что делать паузы Мацуев не собирается.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ЦЫГАНКОВА.
Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
Святейший Патриарх Кирилл встретился со стипендиатами фонда «Новые имена»
1 ноября 2011 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с одаренными детьми России ― стипендиатами фонда «Новые имена».
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ