НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng
События фонда
О нас пишут

Мастер-классы Мастеров. [Газета "Играем сначала".- №10 за октябрь 2005 год]

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Новые имена» регулярно проводит мастер-классы, которые являются одной из популярных форм работы с одарёнными детьми. В нынешнем сезоне фонд приступает к реализации нового проекта: «Мастер-классы Мастеров». Проект соединяет особо одарённых детей и выдающихся педагогов по разным исполнительским специальностям, что даёт право надеяться в будущем на высокие творческие результаты подрастающих «новоимёнцев».

Осенью 2005 года мастер-классы проводят:

  • Народный артист СССР, профессор Эдуард Давидович Грач (скрипка) – 27, 28, 29 октября;
  • Народный артист России, профессор Сергей Леонидович Доренский (фортепиано) – 1, 2, 3 ноября;
  • Народный артист России, профессор Владимир Константинович Тонха (виолончель) – 5, 6, 7 декабря 2005 года;

В первом полугодии 2006 года дали согласие проводить мастер-классы:

  • народная артистка СССР, профессор Наталья Николаевна Шаховская (виолончель),
  • народный артист России, профессор Николай Арнольдович Петров (фортепиано),
  • народный артист России, профессор Максим Викторович Федотов (скрипка).

Фонд приглашает вас на «Мастер-классы Мастеров» и открытые уроки.
Необходимую информацию можно получить по тел. 931-91-62, 147-60-76.
Наш адрес: Москва, ул.Улофа Пальме, дом 5. Проезд – ст.метро «Киевская», «Университет», тр. 7, 17, 34, марш. 521.

МАСТЕР – КЛАССЫ МАСТЕРОВ

Проведение открытых уроков фондом «Новые имена» приобрело единое направление, получившее название «Мастер – классы Мастеров». Организаторами направления и его ведущей Ниной Николаевной Макаровой задумано привлечение наиболее известных педагогов, которые в течение трёх дней будут работать с одарёнными детьми. Сентябрьский мастер – класс провёл народный артист России, профессор Московской консерватории Наум Львович Штаркман. Итогом двухдневных занятий Наума Львовича с учениками у него дома явился открытый урок и концерт участников, прошедший в московском Культурном центре МИДа.

На открытом уроке Наум Львович Штаркман работал над Первой балладой Шопена с учеником ЦМШ при Московской консерватории Александром Сенчуком (проподаватель – Нина Николаевна Макарова), а в концерте выступили: Владимир Левицкий (ДМШ г. Энгельса, преподаватель – Агерт Лолита Иосифовна), Варвара Мистюкова (московская ДМШ № 63, преподаватель – Демидов Всеволод Владимирович), Владислав Иванов (московская ДМШ № 98, преподаватель – Рачинская Татьяна Александровна), Беляева Мария и Дарья Горемыкина (соответственно – петербургская ДШИ и училище при Петербургской консерватории, обе – воспитанницы профессора Аврамковой Ирины Семёновны).

Ученик превосходного пианиста и великого педагога Константина Николаевича Игумнова (создававшего русскую пианистическую школу с начала XX века, воспитавшего более 500 пианистов), Наум Львович Штаркман – один из редких музыкантов. Его называют «поэтом фортепиано», «рафинированным лириком», его дар – удивительно гармоничен и светел…

«Таланту нельзя научить»

Или он есть, или его нет, - говорит Наум Штаркман. – Также и индивидуальность: или есть, или нет. «Научить индивидуальности» тоже нельзя, но её можно раскрыть, «вытащить», как вытащил мою индивидуальность Константин Игумнов. Когда я поступал в консерваторию, мне казалось, что я, как говорится, «быстрый пианист», что я достаточно хорошо владею всевозможной техникой. А Игумнов на «быстротой» услышал другое, неведомое мне самому качество, и сказал: «Ты лирик!». Поначалу я не поверил. Но со временем оказалось, что он был прав… С учениками Игумнов занимался очень подробно. Учил абсолютно всему: какими пальцами удобнее играть тот или иной пассаж, как пользоваться педалями, как «склеить» форму, как интонировать так, чтобы музыкальная ткань «дышала», как создать ощущение, будто музыка сию минуту рождается под вашими пальцами – этому тоже можно научить! Два раза одинаково играть нельзя. Всегда что-то немножко должно меняться в исполнении. И тогда бывает живая, естественная музыка…»

О традициях в педагогике

«…Профессия педагога-музыканта очень сложная. Педагог должен немало знать, много уметь, постоянно читать и, не переставая, учиться. На плечах педагогов лежит огромная ответственность за воспитание будущих музыкантов. Все дети разные: у каждого – свои достоинства и свои недостатки. И основная задача преподавания, как мне кажется, - научить учеников обходится без педагога, заставить думать и принимать решения самостоятельно».

О качестве звука

«Занимаясь с учениками, я продолжаю традицию исполнительства, идущую от Константина Николаевича Игумнова. Самое главное для Игумнова – пение на рояле. Очень трудно добиться кантилены – ощущения пения – от инструмента с молоточковым механизмом. Пение зависит от прикосновения пальца к клавиатуре: качество звучания – это глубина погружения, стремление к естественному, мягкому соприкосновению пальца с клавиатурой, избегание преднамеренного давления. Игумнов говорил, что рояль – это не ударный, а клавишный инструмент, поэтому клавиши нужно ласкать, а не бить, тогда инструмент будет отвечать красивым, наполненным, «оперным» звуком».

О трактовке формы

«Чувству формы Игумнов уделял большое значение. Константин Николаевич сравнивал исполнителя, «строящего» форму произведения, с полководцем, отдающим приказы, сидя на командном пункте. Необходимо владеть формой – не только знать, где начало, развитие и конец сочинения, но ощущать цельность».

О темпах

«Константин Игумнов учил уделять большое внимание чувству меры. Это качество, к сожалению, отсутствует у молодых пианистов. По сравнению с тем временем, когда учился я, в среднем стали играть лучше, но все стали играть ещё быстрее. Оказывается, научить играть быстрее легче, чем добиться качественного исполнения!..»

О кульминации

«Важно обращать внимание на соотношение кульминаций по значимости. Для этого необходимо не только чувствовать целенаправленность развития, но и обладать умением «мыслить вперёд». Подчёркивая индивидуальность каждой темы с её местной кульминацией, нужно, в то же время, не забывать об общем исполнительском замысле – о главной смысловой кульминации всего произведения».

О свободе

«Играя произведения Шопена, мы имеем право играть «poco rubato», но, во-первых, «poco» в переводе с итальянского означает немного, «rubato», происходит от итальянского слова «rubare», что значит украсть, в данном случае, немного времени, чтобы потом обязательно его вернуть. Если «красть» везде, то негде будет отдавать».

О технике

«Играя технически сложные места, нельзя забывать о музыке: выигрывание технических мест не должно причинять ущерб характеру музыкального произведения, баллада не должна превратиться в этюд. Нужно всё время «быть в музыке», а не только «в пальчиках», не забывать о динамических оттенках, красочных свойствах тональности, сдерживающем свойстве ритмических особенностей произведения».

О педали

«Часто приходится употреблять педаль как красочное пятно (с дальнейшим отказом от неё). Чтобы инструмент дышал, используется полупедаль. Всегда нужно корректировать использование педали слухом, избегать гула, «грязной педали».

P.S.:

«Когда я играю то или иное произведение, мне надо как можно больше знать о композиторе, - признаётся Наум Львович Штаркман. – Я читаю музыкальную литературу, воспоминания музыкантов, очень много интересного нахожу в письмах. Я узнаю не только музыку, я узнаю человека: его привычки, его характер, что он любил, что не любил. Я, например, знаю, что Шопен любил красиво одеваться и шил свои костюмы у самого дорогого портного в Париже. Я знаю, что он любил красивую мебель, что называл свою квартиру «бонбоньеркой». Я знаю, что у него были светлые волосы, голубые глаза, что рост у него был 170 сантиметров. И у меня такое ощущение, что я очень хорошо его знаю, что мы знакомы…»

назад

 


Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
Вниманию юных музыкантов, художников и поэтов !
ВНИМАНИЮ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ, ХУДОЖНИКОВ И ПОЭТОВ !!! П Р И Г Л А Ш А Е М ! - на концерты музыкально-просветительских абонементов в 2012 году: в Рахманиновском зале МГК им. П.И. Чайковского (08 апреля, 14 октября, 2 декабря), в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха (25 октября, 22 ноября), в Камерном зале Московского Международного Дома музыки (30 сентября, 25 ноября), в Доме-музее Марины Цветаевой (14 ноября, 12 декабря). - в Летнюю творческую школу «Новые имена»: с 9 по 23 июля 2012 г. (I смена) и с 26 июля по 9 августа 2012 г. (II смена); - в Московскую творческую школу «Новые имена»: с 28 февраля по 6 марта 2012 г.; с 16 по 22 апреля 2012 г.; с 22 по 28 октября 2012 г. и с 15 по 21 декабря 2012 г. ).
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ