НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng
События фонда
О нас пишут

"Мастер-классы Мастеров".
[Газета "Играем с Начала".- №2.- 2006 год]

С осени 2005 года фонд «Новые имена» проводит большой проект: «Мастер-классы Мастеров». В рамках проекта уже состоялись мастер-классы видных музыкантов, профессоров Наума Львовича Штаркмана, Эдуарда Давидовича Грача, Сергея Леонидовича Доренского, Владимира Константиновича Тонхи. Важной особенностью этого замечательного начинания является то, что на уроки мастеров приглашаются не только стипендиаты фонда, но и всех желающие – учащиеся московских музыкальных школ и их педагоги.

В первые дни февраля проект продолжили мастер-классы знаменитого виолончельного педагога, народной артистки СССР, профессора Московской консерватории Наталии Николаевны Шаховской.

Участниками мастер-классов были молодые виолончелисты Арсений Чубачин и Арсений Безносиков (Академическое училище при Московской консерватории, педагог – Селезнев А.Н.), Данила Шавырин (ЦМШ при Московской консерватории, педагог – Журавлева М.Ю.), Владимир Аркатов (Воронежский музыкальный колледж, педагог – Богоявленская Н.Е). Занятия проходили в течение трех дней и запомнились своей насыщенностью. Наталия Николаевна Шаховская работала как всегда – с полной самоотдачей. Вот два характерных образца ее уроков.

Из работы над «Адажио и Аллегро» Р.Шумана с Данилой Шавыриным.

Н.Н.Шаховская: - Молодец, у тебя хороший звук, но когда ты играешь, возникает некое… «электрическое состояние». Это происходит оттого, что играешь ты все одним типом вибрации, а ведь есть локтевая, кистевая, пальцевая вибрации, и все эти виды нужно использовать.

Еще такой совет: для того, чтобы смычок не падал, почувствуй его на всех участках. Пятый палец должен быть сильным, оставаться прямым и непрерывно ощущать конец смычка.

Работа над I частью Сонаты Д.Шостаковича с Арсением Чубачиным.

Н.Н Шаховская: - Мне бы не хотелось, чтобы движение прекращалось, пусть мелодическая линия длится бесконечно, не бросай ее на полуслове, тяни длинные ноты, гибко, почти незаметно соединяя их друг с другом... Вот еще какая ошибка: как правило, ученики не используют смычок в полной мере, пропуская в конце смычка последнюю ноту. Смычок нужно чувствовать так, словно он продолжение руки.

Особой технологической задачей являются переходы от простой ноты к флажолету. Эти моменты нужно отрабатывать таким образом, чтобы научиться замедлять движение пальца вверх по струне, а не ускорять, как это часто бывает.

…Работая над интонацией, надо стараться, так сказать, вокализировать.

- Как ты думаешь, какой жанр более всего близок Шостаковичу?

- Наверное, симфония, - отвечает Арсений.

- Да. И поэтому, играя Шостаковича, не забывай, что он, прежде всего, великий симфонист. Старайся, чтобы каждый звук был темброво наполнен, ищи разные краски. А ты находишься в одном эмоциональном состоянии уже четыре строчки. Мне бы хотелось, чтобы у тебя не было ни одной пустой ноты, ни один звук не должен оставаться «на поверхности», фразу нужно как бы «обнять».

…Виолончель – инструмент, требующий крепкой кисти. Когда к моему педагогу - очень требовательному - приводили на прослушивание кого-нибудь из молодых ребят, он первым делом здоровался за руку и уже представлял, как этот человек будет играть. Нам, виолончелистам, нужна очень сильная, но при этом гибкая кисть.

(Здесь уместно напомнить, что педагогом Наталии Николаевны Шаховской был не только Мстислав Леопольдович Ростропович, но и Святослав Николаевич Кнушевицкий, которого в свое время называли «поэтом виолончели». Он и фигурировал в рассказанном эпизоде).

В небольшом интервью после занятий Наталия Николаевна Шаховская призналась:

- Мне приходится довольно часто давать мастер-классы, при этом я чувствую себя на сцене точно так же, как во время обычного урока, и, занимаясь с детьми разных педагогов, воспринимаю их, как своих учеников. Но мастер-класс, конечно, особый вид занятий: здесь нужно успеть сказать ученику самое важное и за малый промежуток времени сделать как можно больше. У нас, инструменталистов, всегда существует масса сложностей, связанных с преодолением каких-либо технических проблем, поэтому важнейшей целью мастер-классов я считаю возможность обозначить эти проблемы и наметить пути их решения. Все остальное - дело долгих кропотливых занятий. Результативность занятий во многим зависит от соотношения в ученике того, что даровано ему от Бога, а что нужно усиленно и целеустремленно нарабатывать. Главная функция педагога заключается в том, чтобы, образно говоря, «подвести к источнику»: сможет ли ученик из него «напиться» - другой вопрос. Здесь заставить нельзя, можно лишь показать, направить…

Для ребят польза прошедших мастер-классов очевидна, но, пожалуй, еще более ценными они оказались для присутствовавших школьных педагогов, ведь общение напрямую с авторитетным музыкантом и возможность наблюдать его работу позволяет решить многие практические вопросы.

Президент фонда «Новые имена» Иветта Николаевна Воронова оценивает проект «Мастер-классы Мастеров» как весьма эффективный.

- Всем известно, сколь высока наша исполнительская школа, славящаяся на весь мир, и необходимо, чтобы не только дети, но и педагоги подпитывали свои творческие силы на таких замечательных уроках. Я не музыкант, но в течение 17 лет, что существует наш фонд, периодически присутствую на подобных творческих встречах и имею возможность почерпнуть для себя очень многое. Здесь все поучительно: и серьезное отношение к своему делу - с пониманием того, что в профессиональной работе не бывает мелочей, - и точность требований, и чуткое внимание к детям.

Я очень рада, что Наталия Николаевна Шаховская согласилась участвовать в нашем проекте «Мастер-классы Мастеров». Ее уроки были необычайно интересны. Наталия Николаевна, например, не только указывает на недостатки, но и показывает, как именно работать над интонацией, штрихом, не забывая ни об одной, даже самой мельчайшей детали такой работы.

Я вспоминаю, как в нашей летней творческой школе в Суздале были педагоги из Германии и как они искренне удивлялись тому, насколько интенсивно проходят у нас занятия, как досконально прорабатывает педагог со своим учеником каждую деталь музыкального текста, каждый оттенок звука. Нигде, наверное, в мире педагоги так не заинтересованы в дальнейшей судьбе своих учеников, как у нас в России: зачастую они относятся к своим воспитанникам, как к собственным детям. Чем это объяснить, не знаю. Наверное, так уж мы воспитаны, такова генетика российской души.

Мы будем продолжать наш проект, потому что должны продолжаться традиции российской исполнительской школы и важно, чтобы мэтры музыкальной педагогики и исполнительства делились секретами мастерства. За время работы фонда «Новые имена» у нас сложились стойкие добрые отношения с преподавателями Московской консерватории, Академии имени Гнесиных, многих музыкальных школ Москвы. Мы и впредь будем дружить, сотрудничать и, конечно, организовывать творческие встречи.

А.Ганжа

назад

 


Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
ПОЗДРАВЛЯЕМ ИВЕТТУ НИКОЛАЕВНУ С ЮБИЛЕЕМ !
Первого Президента Фонда "Новые имена" Воронову И.Н. поздравили:
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ