НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng

назад

 


События фонда
О нас пишут

ДЕНИС МАЦУЕВ: "БОРОТЬСЯ - ЭТО МИССИЯ МУЗЫКАНТА". ["Репортер" (Самара).- 03.03.2006.- №008.- C.16]

День защитника Отечества для самарских меломанов продолжился еще одним праздником: 24 и 25 февраля на сцене Самарской филармонии своим искусством поделился один из самых известных российских пианистов Денис Мацуев. Он лауреат Международного Благотворительного фонда "Новые имена", Международного конкурса пианистов в Париже и первой премии XI Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Диск с его записями завоевал премию "Рекордъ-2005" в категории классической музыки как самый популярный и продаваемый. В нашем городе музыкант исполнил Балладу N4 Фридерика Шопена, сюиту "Пер Гюнт" Эдварда Грига, Венгерскую рапсодию N2 Ференца Листа (каденция Д.Мацуева) и Концерт N2 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. Вопреки тому "звездному" ореолу, который его окружает, прямо на репетиции Денис Мацуев неожиданно устроил мастер-класс для юных самарских пианистов, а во время беседы с Репортером торопился прослушать еще одного начинающего музыканта.

- Расскажите о программе, которую вы представили в Самаре. По каким критериям вы ее составляли?

- Я очень люблю эту музыку, поэтому ее и играл. Просто у меня такой закон: я пытаюсь не повторять в городах ту программу, которую когда-то уже играл здесь. Я представил новые произведения: соната Листа - вчера на концерте я сыграл ее второй раз в жизни, и очень приятно, что именно здесь, в Самаре, потому что очень люблю здесь выступать. Второй концерт Чайковского - один из любимейших моих концертов. Я играю его очень часто во всем мире и решил исполнить здесь, потому что знаю -уровень оркестра позволяет это сделать.Он действительно очень сложен именно для оркестра. Во второй части должно быть огромное трио, очень сильный концертмейстер, виолончель, мне было очень приятно сознавать, что это все получилось.

- Три фортепианных концерта Чайковского, исполненных в один вечер на сцене БЗМК, - это был первый случай в мировой практике...

- Многие думают, что это сложно физически, но на самом деле - не очень, это такая музыка, которую нужно играть еще и еще, поэтому о тяжести говорить не приходится. Действительно, Чайковский - это вечная музыка. Даже если это непопулярные концерты, все равно их нужно играть, потому что это музыка гения, что бы он ни писал.

- Эндрю Ллойд Уэббер собирался написать для вас фортепьянный концерт - он это уже сделал?

- Это еще только в планах, он пока его пишет, когда это состоится - я сам объявлю. У нас с ним действительно близкие отношения, он один из первых поздравил меня с победой на конкурсе Чайковского. В общении это очень простой человек и потрясающий гениальный композитор.

- Но вы и сами пишете музыку...

- Я сейчас сам не сочиняю. Это было давно. Сейчас просто не доходят руки, я не чувствую для этого каких-то возможностей.

- Многие известные классические музыканты все чаще приходят к джазу. Чем это вызвано?

- XXI век, все ищут себя не только в одном жанре, осуждать их не стоит. Я и сам немножко грешен, пытаюсь играть джаз. Возможно, я стал одним из основателей этой моды, сыграв в Большом зале Московской консерватории джазовый концерт спустя пять месяцев после конкурса Чайковского. Не каждый это принял, был шок.

- Расскажите о вашем фестивале "Крещендо".

- В апреле он состоится в Петербурге, там будут играть оркестры Темирканова, Спивакова и наша "молодая команда", как я ее называю: поколение ребят, которые играют на фортепиано, скрипке, виолончели, гобое, трубе; певцы. Мы представим новую интересную программу, покажем, что новая исполнительская русская школа существует, она не умерла, и преемственность поколений - она тоже есть. Этот фестиваль имеет большой успех в России, мы надеемся, что нас так же примут во всем мире. Нас услышат в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, надеюсь, что и в Самаре этот фестиваль будет показан - я хочу этого. Мы договорились с президентом, что фестиваль будет "кочевым" по России.

- Вы довольно долго общались с Владимиром Путиным в неформальной обстановке по поводу фестиваля. Какие вопросы его больше всего интересовали?

- Мы были глубоко поражены тем, что он в курсе всех проблем, вплоть до того, что Гнесинская школа недостроена. Он спрашивал, какая ситуация вообще в концертной жизни, как проходят филармонические выступления и какой статус у музыканта, потому что они же свободные художники, у многих нет трудовой книжки. Было затронуто очень много интересных вопросов, и встреча действительно была очень продуктивной. Мы гордимся тем, что это произошло, потому что впервые президент официально принял семерых молодых музыкантов в Москве. Такого никогда не было, все очень волновались, но все прошло хорошо.

Еще хочу сказать о замечательном оркестре и дирижере, который меня очень приятно поразил. Миша Щербаков, сколько мы знакомы, сколько играли вместе - мой дорогой друг, и я очень рад, что в России есть такие оркестры, такие энтузиасты. Это дорогого стоит. Я недавно стал членом Президентского Совета по культуре и, может быть, выдвину свою идею. Нельзя бросать такие оркестры на произвол судьбы. Понятно, что они не брошены, но они достойны большего, надо дать им гастрольные поездки, возможность практики, покупая новые инструменты, повышая зарплаты. Настоящих оркестров осталось не та к много. Нужно ценить то, что у вас есть такие люди. И, конечно же, нужно обращаться к местным властям, чтобы они поддерживали оркестр. Наш президент сделал великое дело, выделив гранты оркестрам. Теперь музыканты пяти коллективов, в том числе Федосеева, Светланова, Темирканова, Гергиева получают 1, 5 тыс. долларов в месяц. Это же потрясающе! Я такого никогда не мог себе представить. Музыканты из оркестра Светланова какое-то время назад занимались частным извозом по ночам. Нужно обязательно обратиться к местным властям, чтобы они оказали поддержку оркестру. У него есть потенциал. Понятно, что они находятся здесь, здесь "варятся", но им надо дать толчок, нужно сказать об этом непосредственно Константину Титову. Потрясающе, что он купил рояль. Это уже показатель, который говорит об уровне культуры, это очень важно, но самое главное - поддержать оркестр, чтобы он не зачах.

- В одном интервью вы говорили : "Классическая музыка умирает, это уже ни для кого не секрет. Она стала жить по законам шоу-бизнеса - раскрутка, пиар, реклама, но качество исполнения понизилось необычайно"...

- Фестиваль "Крещендо" для того и основан, чтобы показать, что русская школа не умерла, она существует. Просто сказывается тот процесс, который произошел в 90-е годы, когда уезжали профессора, студенты и вообще музыканты. Они покидали Россию и готовили наших конкурентов за границей. Сейчас, если посмотреть на победы китайцев, японцев, американцев, итальянцев, то у них преимущественно все педагоги русские. Здесь можно провести аналогии со спортом. А то, что классика умирает... Действительно, существуют неприятные тенденции: законы шоу-бизнеса пришли в наше дело, и очень сложно развиваться молодым музыкантам. Фестиваль "Крещендо" существует для открытия новых имен, чтобы публика их знала. У меня еще есть фонд "Новые имена", где совсем маленькие дети, но их тоже надо показывать, дать им поддержку, чтобы это дело не застопорилось. А музыканту "выбиться в люди" всегда было очень сложно, не только в наше время. Музыкант - "штучный товар", талантов много не бывает и точного рецепта для них нет. Нужно "пахать", участвовать в конкурсах. Настоящий талант всегда пробьется. А трудности всегда были, их просто нужно преодолевать, вот и все.

- Но и в вашей карьере решающую роль сыграл фонд "Новые имена"...

- Одну из решающих. Если бы не он, я, во-первых, не приехал бы в Москву, а во-вторых, это действительно уникальный фонд в своем роде, ему нет аналогов. В свое время он был единственным, а сейчас очень много разных фондов. Они немного потерялись в общей "тусовке". Сейчас моя обязанность, я считаю, просто напомнить о существовании этого фонда, ничего не изменилось, происходит все то же самое.

- Почему вы сами в свое время не уехали за границу?

- Я просто люблю жить дома. У меня была возможность уехать во многие страны мира, но я не чувствую себя там своим. Хотя у меня везде очень много друзей, я постоянно играю в разных странах. Но все-таки за границей хорошо поиграть, отдохнуть и вернуться домой. Все-таки надо спать в своей кровати, дом есть дом, хотя я и бываю дома очень редко. Самые сокровенные моменты, когда я приезжаю домой, такие редкие, поэтому я ими очень дорожу. А не уехал, потому что не хотел, и все. Мне тогда было "по барабану", я не задумывался о карьере, Мне было хорошо с родителями. Я и сейчас с ними живу. Для меня не было принципиально, где жить, я даже не задавался таким вопросом. Мне было хорошо в Москве, даже в самые трудные годы. Грех жаловаться. А бороться - это, наверное, миссия музыканта, тем более живущего в России, от этого даже получаешь какое-то удовольствие.

Валерия САХАРОВА.

Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
Святейший Патриарх Кирилл встретился со стипендиатами фонда «Новые имена»
1 ноября 2011 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с одаренными детьми России ― стипендиатами фонда «Новые имена».
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ