НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng
События фонда
О нас пишут

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ: ХОРОШУЮ ТРАДИЦИЮ НЕ ГРЕХ ПЕРЕНИМАТЬ (газета "Играем Сначала", апрель 2006г.)

В Москве - 21 марта в гостиной МБОФ «Новые имена» и 22 марта в концертном зале Глав УпДК - состоялись мастер-классы народного артиста СССР, профессора Н.А.Петрова для учащихся 9-10 классов средних специальных музыкальных школ Москвы и Санкт-Петербурга. После продолжительных занятий с молодыми музыкантами Николай Арнольдович поделился своими впечатлениями.

- Уровень достаточно высок, но проблемы у ребят стандартные. Мне достаточно услышать тактов десять, и я могу заранее сказать, где будут ошибки и фальшивые ноты. Если человек не умеет распоряжаться временем, то уже точно известно, где будет недодержана пауза или длительность. Если человек не родился с врожденным чувством фразы или не обучен фразировке, то уже заранее ясно, что он будет выстукивать концы фраз, что после длинных нот мелкие будут начинаться с акцента.

Многое можно исправить: разработать беглость пальцев, растянуть руки. Гораздо хуже, когда у человека - врожденное отсутствие благородного звука, отсутствие того, чему сейчас почти нигде не учат. Звук, фразировка, педализация, чувство стиля – это то, чему в свое время нас обучали наши великие педагоги. А сегодня в Московской консерватории, к сожалению, работают, в основном, ассистенты, занятий с профессорами очень мало. Поступил студент в консерваторию, а дальше он сам должен выкарабкиваться и находить какой-то свой путь. Бывают одаренные художественной интуицией люди – как, например, Женя Кисин, - но значительно больше тех, которых надо долго учить.

- Но ведь сейчас такие широкие возможности, столько концертов, настоящих мастеров...

- Молодые музыканты не умеют слушать. Ведь, казалось бы, человек приносит на урок, например, до мажорную или соль мажорную сонату Моцарта или «игранную-перезаигранную» фугу из «ХТК»: по идее, он должен бы до этого послушать, как играют хорошие музыканты, и сыграть хотя бы так же. Но нет, этого не происходит.

- Николай Арнольдович, как вы относитесь к записям на компакт-дисках? Известно, что некоторые исполнители принципиально их не слушают.

- Почему? Кто не хочет, тот не слушает. Я, например, слушаю. Весь вопрос в том, когда слушать. А еще, слушаете ли вы для того, чтобы бездумно копировать, или слушаете запись после того, как составили собственное представление о сочинении, которое вам предстоит играть. После собственного изучения произведения бывает интересно узнать, как его понимают другие музыканты. И не грех что-то хорошее перенять!

- Сложилось такое впечатление, что ребята не умеют читать авторский текст, и поэтому вам очень сложно было говорить с ними о проблемах интерпретации сочинения: приходилось обращать внимание на детали, которые они сами должны были увидеть в тексте.

- Совершенно верно, не умеют читать авторский текст.

- Почему?

- Не научили. В основном, такие недоученные ученики видят только черные крючочки, а акцентировка, фразировка, паузы, педализация - все это проходит мимо них. Есть хорошая английская пословица: «Если вы умеете смотреть сквозь деревья, то увидите лес». Я бы ее перефразировал: «Если вы умеете смотреть сквозь ноты, то увидите музыку»!

- Ваше отношение к выбору репертуара учащихся?

- Считаю, что давным-давно следует в консерватории изменить учебную программу, потому что из десятилетия в десятилетие играется одно и то же, и все - в чрезвычайно узких рамках. Я уж не знаю, как нужно играть, чтобы расшевелить комиссию, например, на си-бемоль минорной прелюдии и фуге Баха или на балладе Шопена.

- Как вы расцениваете соответствие репертуара возрасту ребят?

- Требования высоки, но их диктует жизнь. К сожалению, сейчас молодой музыкант лишен возможности гармонично развиваться в соответствии со своим физическим состоянием, возрастом, интеллектом. Он знает, что в 13 лет должен сыграть «Петрушку», «Испанскую рапсодию», потому что японцы, корейцы и китайцы играют это уже в 9 лет. Произошла очень печальная акселерация, люди сразу берутся за тяжелейшие сочинения. Например, я слушал Шестую сонату Прокофьева, и говорю ученику - а ты другие сонаты уже играл? Нет, он начал сразу с Шестой!

- Николай Арнольдович, сохраняются ли сегодня традиции русской фортепианной школы?

- Нет, на мой взгляд, они потеряны, то есть школа обучения игры на фортепиано есть и очень сильная. Каждый год появляется большое количество крепких пианистов, которые умеют играть очень ярко, очень быстро, громко, блестяще, с минимальным количеством фальшивых нот, но свое творческое лицо имеют редкие единицы. Поэтому я провожу водораздел между понятиями пианист и музыкант. Нас учили музыке, а сейчас учат играть на рояле, и делают это достаточно успешно. Однако все это девальвируется настолько же, настолько девальвируется, к примеру, звание лауреата международного конкурса, которое теперь не только не помогает, но иногда даже мешает музыканту в его дальнейшей судьбе.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются традиции русской фортепианной школы?

- Это прежде всего умение найти свой собственный индивидуальный подход к музыке, к творчеству композитора, и это должен быть нестандартный подход. А сейчас меньше времени стали уделять душе музыкантской: тело крепкое, а душа неразвита.

- У вас сейчас много своих учеников?

- Нет. К сожалению, одновременно полнокровно заниматься профессорской и исполнительской работой невозможно, обязательно что-то будет в ущерб другому. В данный момент у меня три студента, два из которых заканчивают консерваторию в этом году.

- Как давно началось ваше сотрудничество с фондом "Новые имена"?

- Уже, наверное, года три-четыре. Хотя мы всегда были в добрых отношениях - еще с тех пор, как 7 лет назад я открыл свой собственный фонд. С прошлого года я возглавляю, по предложению Иветты Николаевны Вороновой, художественное руководство фонда «Новые имена».


Приводим ниже некоторые комментарии пианиста в процессе занятий.

За роялем - Алексей Мельников (Москва, ССМШ имени Гнесиных, преподаватель – Т.Г.Шкловская).

С.Прокофьев. I часть Шестой сонаты:

- Ты должен придумать сценарий того, что хочешь сделать, очень важна изобразительная мощь этой сонаты-сказки (Четвертая, Пятая, Шестая, Девятая – это все сонаты-сказки). Натан Ефимович Перельман в своей книге пишет: «Вчера я сказывал Девятую сонату Прокофьева». И эту сонату надо сказывать. Я за мощное forte, за большой звук, но он должен быть упругим. Долой молотобойца!

Ф.Лист «Испанская рапсодия»:

- …Это место со скачками достаточно трудное, по логике вещей его надо играть сдержаннее, чтобы было менее рискованно. Что же ты в полтора раза ускорил темп? А знаешь, сколько у Листа этих piu mosso? Они бесконечны: «побыстрее», «еще быстрее», «скоро», «еще скорее», «быстро, как только возможно», дальше – «еще быстрее». Не все из этого возможно выполнить.

…Вот, как в театре меняется картина, декорация, так должен меняться и звук – прикосновение к роялю, окраска звука, педализация.

…Это должно быть легко, элегантно, ароматно, здесь должно запахнуть магнолиями. Здесь девушки в воздушных платьях, а ты сражаешься с неудобной фактурой. Если я скажу, что тебе еще 15 лет, это одно, а если - тебе уже 15 лет, тогда совсем другое дело. Вот сейчас, в это самое время, в Японии сидят 865 японцев и играют по 28 часов в сутки, и будь уверен, - сделают все так, что комар носа не подточит: все будет сверкать и сиять, это я тебе гарантирую. А у тебя качества «не хватат», как говорят в русских деревнях.

…Будь я на месте твоего педагога, сказал бы – «прекрасно, мы прошли это сочинение». Открываем сундук (нужно, чтобы у тебя дома стоял сундук – твой будущий багаж), и вот ты положил сейчас в него «Испанскую рапсодию». А в 18-19 лет откроешь этот сундук и посмотришь, как она у тебя преобразится. За эти четыре года она, как хорошее вино, сама устоится. На сегодняшний момент в твоем исполнении в ней нет ничего испанского. Правда, с этой рапсодией, в основном, не справляются даже взрослые. Вообще, постарайся не перебарывать природу. У каждого человека для разных занятий есть определенный возраст. Если ты начинаешь знакомиться с Равелем, не надо сразу брать «Ночного Гаспара», если начинаешь со Стравинского, не бери сразу «Петрушку». Не надо сразу начинать с b-moll’ной сонаты Шопена, начни с мазурок, ноктюрнов, со скерцо, баллады. На сегодня тебе еще рано играть это произведение, хотя очень хорошо, что ты его выучил.

Дарья Горемыкина (Санкт-Петербург, музыкальный колледж имени Н.А.Римского-Корсакова, преподаватель – И.С.Аврамкова).

И.С.Бах. «Хроматическая фантазия и фуга»:

- …Побольше «холестерина», сливочного масла, а то у тебя музыка диетическая, очень невкусная. Постарайся, чтобы она у тебя заиграла красками, погуще, порешительнее. Гораздо более по-баховски, ведь у него колоссальная воля, магнетизм.

…Существуют определенные правила-каноны, как играть речитативы – свободный темп, свободная импровизация. И у тебя здесь должен быть импровизационный речитатив, ни в коем случае не подгонять себя, чтобы уложить 8 нот в одну четверть. Однако при всей свободе следи за пульсом…

Марина Кан (Москва, ЦМШ, преподаватель – Н.В.Богданова)

Ф.Лист «Мефисто-вальс»:

- … Шествие не получается. Не одиннадцать человек нужно, а сто одиннадцать, и без помощи правой педали этого не добьешься. Тебе может быть еще рано об этом знать, но ты должна понимать, что Мефистофель соблазняет, он ведет по плохому пути, но все это чрезвычайно красиво. Если бы это было театральное зрелище – были бы факелы, яркие костюмы, празднество…

Т. и Е.Токун.

назад

 


Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
ПОЗДРАВЛЯЕМ ИВЕТТУ НИКОЛАЕВНУ С ЮБИЛЕЕМ !
Первого Президента Фонда "Новые имена" Воронову И.Н. поздравили:
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ