НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng
События фонда
О нас пишут

ЮБИЛЕЙНОЕ ЛЕТО

Летней творческой шко­ле "Новые имена" испол­нилось 15 лет. Накануне празднеств, посвященных от­крытию юбилейного сезона, я был командирован в слав­ный, гостеприимный град Суздаль, известный своей исторической летописью XIII века, древнерусской архитек­турой, издалека заметными златоглавыми соборами мо­настырей, расположенных по берегам реки Каменки. Доро­га из Москвы на автобусе заняла более четырех часов: сначала - по живописным ме­стам Подмосковья, потом по Владимирскому тракту.

Если представить "магист­раль славных дел" фонда "Новые имена", то получится внушительный географичес­кий маршрут. Его централь­ной линией будет путь, свя­зывающий Москву, а именно здесь располагается главный офис фонда "Новые имена", и Страсбург, где находится Комитет по делам культуры и художественного образова­ния ЮНЕСКО. Напомню,- что 17 июня 2003 г. решением Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры Летней творческой школе "Новые имена" был присвоен статус Международных кур­сов ЮНЕСКО по художест­венному образованию.

Удивительно энергичная женщина, прирожденный ли­дер и настоящий патриот своего Отечества, президент фонда "Новые имена" Иветга Николаевна Воронова любит повторять: "Встреча с талан­том - большом подарок в жизни". Летняя творческая школа "Новые имена" делает все, чтобы таких встреч в жизни каждого человека бы­ло как можно больше. За го­ды работы школы через нее прошли 4000 тысячи одарен­ных музыкантов, художников, поэтов, танцовщиков, воспи­тателями юных талантов бы­ли 103 мастера, в том числе профессора и преподаватели Московской консерватории и ЦМШ при консерватории, РАМ им. Гнесиных, ГИТИСа, Литературного и Художест­венного институтов, Школы акварели Сергея Андрияки в Москве.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Суздальскую школу я по­сещал впервые и с первых же минут пребывания в городе заметил, как хорошо знают и как тепло относятся к школе жители Суздаля. Стоило, на­пример, сказать таксисту или продавцу художественного салона, что ты связан со шко­лой "Новые имена", как все понимающе кивали головой, улыбались и были готовы по­мочь во всем. Слова "Новые имена" действуют как про­пуск или пароль.

Вообще, в том, что для летней творческой школы был выбран именно Суздаль, сказалась большая мудрость и проницательность И.Н. Во­роновой. Город буквально напитан идущими из древно­сти традициями разнообраз­ного творчества - ремеслен­ного, художественного, на­родного, профессионально­го. По своему происхожде­нию это в полном смысле слова "Город мастеров", что и сегодня видно на его ули­цах, с встречающимися то здесь, то там выставками-яр­марками. Именно в таком ме­сте, кажется, и надо песто­вать юные таланты, с детства воспитывая мастерство в об­ласти искусства.

Турцентр, где располага­ется школа, нечто вроде го­родка. Все рядом: дети живут

в мотеле, взрослые - в от­дельном гостиничном корпу­се. Условия проживания, по-моему, замечательные. (И, кстати, превосходно кормят: на завтрак, например, как в пятизвездочном отеле, пода­ют 5-6 блюд). А распорядок жизни такой: в 8.30 завтрак, с 10 до 13.00 мастер-классы, в 14.00 обед, с 15.00 до 18.00 снова мастер-классы, в 18.30 ужин, потом - вечерняя про­гулка и сон.

В этом году школа собрала около 300 детей из 23 стран и нескольких российских реги­онов, в том числе из Ханты-Мансийска, Сургута, Нориль­ска, Краснодара, Владимира, Ямало-Ненецкого АО, Рес­публики Саха (Якутия), Вла­дивостока, Хабаровска, Чу­котского края и так далее.

Среди них есть лауреаты фе­стиваля детского творчества "Новые имена Москвы" и просто одаренные дети, кото­рых так проницательно "вы­числяет" фонд "Новые име­на", помогая затем стать ве­ликолепными молодыми ар­тистами. Кстати, хочу напом­нить, что четверо из лауреа­тов прошедшего XIII Конкурса имени Чайковского - это вос­питанники фонда: скрипач Никита Борисоглебский, вио­лончелист Александр Бузлов, пианисты Сергей Соболев и Федор Амиров.

Трудно выделить что-то, что особенно понравилось во время знакомства с Суздальской школой - жаль, что я провел в ней лишь один день! Но, прежде всего, на­верное, то, что с раннего ут­ра, задолго до начала первых мастер-классов, из открытых окон уже звучит музыка. Здесь все подчинено творче­ству и все пропитано атмо­сферой'творческого труда. Я заметил, что дети сами запи­сываются к педагогам, у ко­торых хотят заниматься: по-моему, право выбора - это очень важно и характеризует школу как такой, я бы сказал, демократический общест­венный институт. Демокра­тизм в общении педагогов и учеников заметен сразу. Мне, например, очень понравился стиль общения с детьми пе­дагога из Ханты-Мансийска -художника, который не первый год привозит в Суздаль­скую школу своих учеников. Мы случайно встретились во время прогулки по окрестно­стям, и поначалу мне показа­лось, что все эти ребята - его дети. Они тепло, почти по-родственному общались между собой, шли, негромко разговаривая, выбирая место для этюдов. Педагог рассказывал историю этих древних мест, ребята его вниматель­но слушали, приготовляясь к работе.

Такое же глубокое впечат­ление произвел на меня и мастер-класс - единствен­ный, на котором я успел по­бывать за время своего при­сутствия. Заслуженный дея­тель искусств РФ, профессор Московской консерватории Л.В. Рощина занималась с 12-летней пианисткой. Де­вочка была очень хорошо подготовлена, играла, напри­мер, этюды Шопена. Но, ра­зумеется, были и некоторые помарки. Высказывая поже­лания, Людмила Владими­ровна ни разу не позволила себе заметить, что "тебя не так учили" или что-нибудь в этом роде. Напротив: "у тебя все замечательно, все хоро­шо, но вот я бы тебе предло­жила здесь другую апплика­туру, а здесь порекомендова­ла бы меньше педали" - и все в ключе пожеланий, с ин­тонацией мудрого наставни­чества. На этом уроке Люд­мила Владимировна заинте­ресовалась не только подго­товленной программой, но и тем, что ученице задали на лето, очень подробно прошла разбираемый ею репертуар. Подкупало меня и то, что пе­дагог заинтересованно от­несся к личности ребенка. Л.В. Рощина спросила, на­пример, о том, посещала ли юная пианистка Конкурс Чайковского и какие исполните­ли ей понравились больше всего. (Девочка оказалась болельщицей Андрея Коробейникова).

Этот мастер-класс мне по­казался типичным для "Но­вых имен" необыкновенно доброжелательной атмосферой. И еще: я заметил, как вели себя присутствовавшие на нем дети, а их было до­вольно много - с родителями, учителями. Они внимательно следили за ходом урока по нотам, иногда восхищенно восклицали в адрес играв­шей девочки - "Здорово!", "Во дает!", а у многих, между тем, были приготовлены и еще более сложные произве­дения (я видел у некоторых детей ноты фортепианных сочинений Листа, например). Мне, кажется, такие занятия в школе "Новых имен" поощ­ряют необходимый в творче­стве дух соревновательнос­ти, что, конечно, усиливает детский интерес и к заняти­ям, и к общению друг с дру­гом, и, в конце концов, к са­мому искусству, в котором, как известно, нет пределов совершенству.

Летняя творческая школа в Суздале - это большой об­щий дом, в котором, если можно так выразиться, про­писались постоянно работа­ющие с фондом "Новые име­на" педагоги. Надо было ви­деть их "семейную" встречу накануне открытия школы! Было ощущение, словно эти люди из далекого путешествия, наконец, прибыли в род­ные места. Как все радова­лись друг другу и началу ин­тересной работы!..

Невозможно не поделить­ся впечатлениями о концер­те-открытии школы, прошед­шем в концертном зале Тур­центра. Я пришел точно к его началу, но все 500 мест уже были заняты, и на ступеньках тоже расположились слуша­тели. В таких случаях говорят - "яблоку негде упасть". Все с букетами - зал благоухал словно цветник, В концерте были представлены все • му­зыкальные специальности, по которым работает школа. Он длился почти пять часов, с одним перерывом, и никто не ушел. Первое отделение - в форме большого гала-кон­церта, а во втором Екатерина Мечетина и Денис Мацуев с местным оркестром исполни­ли Третий концерт Рахмани­нова (Е. Мечетина солирова­ла в первой части, а Д. Мацу­ев - во второй и третьей). По ходу концерта зачитывались многочисленные поздрави­тельные телеграммы к 15-ле­тию школы, присланные от различных ведомств и минис­терств, тесно сотрудничаю­щих с фондом "Новые имена". Чаще всего в них звучала благодарность бессменному руководителю фонда Иветте Николаевне Вороновой.

Главными героями перво­го отделения были профес­сора Летней творческой шко­лы: дети встречали каждого настоящим громом аплодис­ментов, в которых заключа­лась вся их любовь к своим педагогам. В эти моменты ни один человек в мире не мог бы усомниться в истинности слов о том, что "Новые имена" - это единая семья. Про­грамма была очень разнооб­разной. А. Мндоянц, напри­мер, сыграл фортепианные пьесы из "Детского уголка" Дебюсси, и этот образец ис­полнительского мастерства в "учебном репертуаре" уже был словно началом мастер-классов. С "Румынскими тан­цами" Бартока выступил дуэт экстра-класса: М. Готсдинер (скрипка) и И. Готсдинер (фортепиано). В.Круглов - ру­ководитель ансамбля "Новые имена", создатель несколь­ких авторских школ - поразил фантастически виртуозным обращением с домрой и ман­долиной, исполнив свои транскрипции двух произве­дений, втом числе "Половец­ких плясок" А. Бородина. А баянист В. Семенов увлек ау­диторию собственной джазо­вой композицией. Настоя­щим потрясением стало вы­ступление А. Бондурянского. Он исполнил две песни Шу­берта - Листа: "Двойник" и "Приют", посвятив их памяти Наума Львовича Штаркмана, выдающегося музыканта, профессора Московской кон­серватории, бывшего и од­ним из профессоров Летней творческой школы в Суздале.

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ

В плане работы Летней творческой школы в связи с юбилеем был намечен "круг­лый стол", который и состо­ялся 11 июля в конференц-зале Турцентра. Тема для об­суждения звучала так: "Твор­ческая школа как метод раскрытия одаренной лич­ности и воспитания толе­рантности".

Участниками круглого сто­ла были не только известные музыканты, гости из ближне­го и дальнего зарубежья, но и представители различных властных структур, сотрудни­чающих с фондом. В их чис­ле - председатель Комитета общественных связей г. Москвы Васильева Т.А., на­чальник отдела Департамен­та культуры г. Москвы Пеш-нев И.Л., директор Департа­мента культуры и искусств Ханты-Мансийского АО Ко­нев А.В., председатель фо­рума "Русская культура" (г. Гютерслоо) Кизль Франц, представитель МИДа Рос­сии, Генеральный консул в г. Страсбурге Короткое В.Л. и другие. Наиболее широко была представлена Москов­ская консерватория. Присут­ствовали народный артист РФ, ректор Алиханов Т.А. и группа профессоров: народ­ный артист РФ Бондурянский А.З., заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусст­воведения Долинская Е.Б., народный артист РФ Дорен-ский С.Л. Участниками об­суждения были и народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных Тонка В.К., а также директор Музыкально­го колледжа при Московской консерватории, заслуженный учитель России Демидов В. П. и многие другие, в том числе члены делегаций Укра­ины, Грузии, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Азер­байджана, Таджикистана, Молдовы.

Акцент был сделан именно на воспитании толерантности одаренной личности. Побы­вавшие в разных уголках све­та с гастролями и мастер-классами профессора гово­рили о том, что проблема то­лерантности возникла не вдруг и во всем цивилизо­ванном мире к ней обращено повышенное внимание обще­ственности. "Мы живем в ми­ре, когда процессы глобали­зации охватывают большин­ство стран, и от этого стано­вится всем нам нехорошо и неуютно".

Разговор коснулся и воз­рождения культурной среды в России, которое предпола­гает изначальную толерант­ность граждан, ведь подлин­ное искусство выше религи­озно-этнических распрей или идеологических конфликтов. Неслучайно существует осо­бый дипломатический ход: когда два государства хотят наладить отношения, то в авангард посылают своих лучших артистов, музыкан­тов. Возникает взаимопони­мание, становятся возмож­ными пути сближения.

Обсуждали и то, что может сделать в этом плане фонд "Новые имена". Мнения вы­сказывались следующие:

"В международной летней школе "Новые имена" педа­гоги, собравшись вместе и тесно общаясь, учатся друг у друга. Дети, попадая в обста­новку, располагающую к творчеству, также учатся друг у друга. И все учатся дру­жить, а значит - понимать и с симпатией относиться к дру­гим культурам.

Здесь особенно важной становится воспитательная функция наших замечатель­ных педагогов, которые лич­ным примером демонстриру­ют подлинную толерантность, когда, например, признают возможность различных ис­полнительских концепций и направлений в искусстве.

Летняя творческая школа воспитывает любовь к людям, открывает пути к разнообраз­ному сотрудничеству, являет­ся колоссальным аккумулято­ром новых художественных идей. Это и есть воспитание в духе толерантности, основа для восприятия ценностей иных национальных культур, закладываемая, что называ­ется, сызмальства".

Говорилось также и о том, что "для педагогической дея­тельности музыканту требует­ся особая гибкость, которая позволит распознать и оце­нить самобытную творческую личность в нетрадиционном, возможно, музыкальном ис­полнении. Гибкость, не дающая возобладать привычным представлениям о том, "как надо", это тоже форма прояв­ления толерантности".

На "круглом столе" выска­зывались очень интересные предложения. Например, по­ставить проект "Новых имен" под президентский патронаж (наподобие поддержки спор­та) и внести это особой стро­кой в правительственный до­кумент, Создать свой телеви­зионный канал или возобно­вить московский канал детского творчества, на котором можно было бы вести регу­лярные передачи с показом выступлений "новоимеицев". Было высказано пожелание собираться в Суздале дваж­ды в год: проводить школу не только летом, но и зимой. "Мы без вас тоскуем целый год", - сказал участникам школы мэр Суздаля.

Говорили и том, чтобы поднять статус Летней твор­ческой школы до статуса Ака­демии искусств - высочай­ший уровень педагогов меж­дународного класса позволя­ет это сделать уже сейчас.

Подводя итоги встречи, председатель московского Комитета общественных свя­зей Т.А.Васильева обещала, что новые идеи будут обяза­тельно рассмотрены и реали­зованы, заметив; "У нас все­гда так: сказано - сделано!".

...15 лет - это испытание на прочность, которое Летняя творческая школа с честью выдержала, и весомая стра­ница истории "Новых имен". С временного расстояния по делам школы хорошо видно, сколь успешно развивается фонд, завоевывая все боль­шее признание и высокий ав­торитет во всем мире. Иначе и быть не может. Ведь, как говорит Иветта Николаевна, "Летняя школа - это святое! Это настоящий храм искусств. А наши педагоги - это наш золотой фонд".

Л. Поляков

Газета «ИГРАЕМ с НАЧАЛА» № 6 – 8 (44-46) июнь-август 2007

назад

 


Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
Святейший Патриарх Кирилл встретился со стипендиатами фонда «Новые имена»
1 ноября 2011 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с одаренными детьми России ― стипендиатами фонда «Новые имена».
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ