НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng
События фонда
О нас пишут

ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО ТАЛАНТ

текст Марина МОСИНА фото Евгения ЕМЕЦ

Воронова Иветта Николаевна

Педагог, общественный деятель. Родилась в Москве.

1958 - выпускница МОПИ им. Крупской. 1986 - сотрудник Российского фонда культуры.

1989 - основатель Международной благо­творительной программы "Новые имена». 1992 - основатель Благотворительного фонда «Новые имена». Член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Лауреат госпремии Республики Саха, пре­мии правительства Москвы. Награждена памятным знаком министерства образова­ния России «За милосердие и благотвори­тельность», орденом святой Ольги, серебря­ной медалью ЮНЕСКО, дипломом и памят­ной медалью »3а большой личный вклад в сотрудничество Российской Федерации и ООН по вопросам образования, науки и культуры» (ЮНЕСКО),

Заслуженный деятель искусств России.

Мы уже привыкли к тому, что в наше жест­кое, коммерческое время, не имея связей и больших денег, почти невозможно реали­зовать себя на творческом поприще. На­пример, художественные салоны Москвы принимают только картины членов Союза художников, поэтические журналы печата­ют «своих». Прорваться в эфир могут лишь исполнители, которые в состоянии запла­тить астрономическую сумму... Даже уча­стие в более серьезных конкурсах для де­тей, занимающихся различными видами искусства, родителям приходится оплачи­вать из своего кармана. Казалось бы, ис­кусство должно попросту умереть, сойти на нет. Однако существует, развивается. И, что важно, начинающие творцы, несмотря на, казалось бы, полную непробиваемость системы, все-таки находят себя. В ситуа­ции, сложившейся в нашей стране, такие истории похожи на чудо. Но чудо имеет на­звание - программа "Новые имена». «Если бы не встреча с Иветтой Николаев­ной, я, наверное, всю жизнь играл бы в Иркутской филармонии», - признается Де­нис Мацуев, ныне заслуженный артист России, вице-президент вырастившего его фонда, член Совета по культуре при Прези­денте Российской Федерации. Также мог­ли бы сказать о себе практически все по­допечные проекта, среди которых музы­канты Александр Кобрин, Игорь Федоров, Борис Андрианов, Алексей Огринчук, поэты Константин Рубинский, Лев Оборин, художник Владимир Чайка. И многие другие. Жизнь каждого сопрокоснувшегося с фондом изменилась навсегда.

 

- Иветта Николаевна, как родилась идея создания фонда?

- Наверное, подспудно вынашивалась го­дами. Много было ситуаций, наводивших
на мысль, что такой фонд необходим. Я на­блюдала, как музыканты играли в московских переходах, а некоторые были вынуж­дены, чтобы заработать, даже мыть маши­ны. И мне было искренне жаль, что так происходит. А однажды, я тогда работала в Фонде культуры, ко мне обратились двое музыкантов, муж и жена, с предложением устроить благотворительный концерт. Талантливые, профессиональные люди, пре­подаватели консерватории, ассистенты профессоров, обладатели первых премий весьма уважаемых конкурсов, но... Имена их не были известны широкой публике. И потому было ясно - зал они не соберут. Зритель идет на имя. В какой-то момент я ясно осознала - талантливым людям надо помогать на самом первом этапе. К тому же стала замечать, что классику все боль­ше забивает массовая культура. Подспудно искала способы помочь классическому искусству... Однажды в Фонде культуры, где тогда работала, я предложила сделать программу «Новые имена». На президиуме ме­ня поддержали. Раиса Максимовна Горба­чева, активно принимавшая участие в культурной и общественной жизни страны, идею одобрила.

- Любой фонд, кроме хорошей идеи, требует солидных финансовых средств. Как Вам удалось их найти? Фонд назы­вается благотворительным, а ведь воз­ник еще при Советском Союзе, когда само понятие "благотворительность» было почти забыто...

- Идея вернуть в нашу жизнь это прекрас­ное понятие принадлежала Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, возглавлявшему в те го­ды Фонд культуры. Я была избрана в пре­зидиум Фонда, и именно мне Дмитрий Сер­геевич поручил организацию первого бла­готворительного концерта, средства от ко­торого планировалось использовать на ре­ставрацию церкви, где венчался Пушкин. Концерт прошел успешно - это был порыв души, благое дело. Но денег, которые уда­лось собрать, оказалось слишком мало. К счастью, за реставрацию церкви взялось государство, но у меня росло чувство не­удовлетворенности результатами первых попыток благотворительности. В то время в Москву приехал с гастролями победитель Первого международного кон­курса имени П.И. Чайковского пианист Ван Клиберн. Дмитрий Сергеевич поручил мне организовать ему концерт в зале Чай­ковского и вообще всячески опекать. Я взяла на себя смелость пригласить музыканта в наш Фонд культуры. Показала выступление русского народного ансамб­ля, угостила чаем и говорю: «Ван, хочу с Вами посоветоваться. Мне кажется, необ­ходимо создать программу «Новые имена», чтобы поддержать талантливых детей. Од­ного отправить на конкурс, другому дать мастер-класс, третьему - стипендию, а ко­му-то - устроить поездку. Не просто дать деньги и забыть, как делают многие аме­риканские фонды, с чем я сталкивалась в Израиле. А мне нужен результат!» Видно было, что слова взволновали Клиберна. Он встал, начал большими шагами мерить гостиную и ответил: «Сегодня на концерте увидите мою реакцию на Ваше предложе­ние». И я ее увидела. Со сцены Ван ска­зал, что очень полюбил Россию и с радостью жил бы здесь, если бы дали кварти­ру. А еще был в Фонде культуры и мадам Иветта поделилась с ним мыслью о созда­нии программы «Новые имена». «Я ее поддерживаю! - сказал Клиберн. - Если бы мне в свое время не помогли, никогда не приехал бы на конкурс Чайковского и не стал тем, кем стал. Знаю, что значит дать шанс молодому музыканту, поверить в не­го, позволить поучаствовать в конкурсе. Я поверил в идею и хочу вручить мадам Иветте десять тысяч долларов». Я поблаго­дарила и дала обещание, что деньги пой­дут на программу «Новые имена».

- Неужели так просто? В советские вре­мена с их бюрократией, формальностя­ми, согласованиями?

- Нет, все было не так просто. Когда пришла на работу, первый заместитель Дмитрия
Сергеевича Георг Васильевич Мясников вызвал меня и сообщил, что пришло мно­жество телеграмм по поводу тех десяти ты­сяч долларов. Кто-то просит помощи для библиотеки, кто-то - для музея. «Ты долж­на поделиться!» Сама не знаю, откуда взя­лась такая решимость, но я заявила: «Нет! Этого делать нельзя! Идея будет дискреди­тирована! Если дать всем по чуть-чуть, не получится ни одно дело. Если Вы меня за­ставите, объявлю голодовку и приглашу корреспондентов!» Через некоторое время Георг Васильевич, видимо, согласовал воп­рос с вышестоящим начальством. И сказал:

- не надо голодовки и корреспондентов, распоряжайся, мол, деньгами сама.

- Иветта Николаевна, а Вы имеете отно­шение к музыке? Чем занимались до то­
го, как появились «Новые имена»?

- Профессионального отношения к музыке не имею. Но в детстве училась играть на
фортепиано. Мама с семи лет водила меня в Большой и другие музыкальные театры. В студенческие годы сама с удовольствием посещала концерты классической музыки. Закончила факультет иностранных языков педагогического института. Проработала 25 лет в «Интуристе», дослужившись до чи­на управляющей московским отделением. Занималась организацией культурных мероприятий для туристов. Задача состоя­ла в том, чтобы они увидели разносторон­ние программы, показывающие наши на­циональные богатства. Мы проводили фес­тиваль "Русская зима» с участием лучших артистов и катанием на тройках в Ботани­ческом саду, концерты в музее Рублева. Иностранные туристы были раскованными ребятами, безалаберно одетыми, вечно жующими, громко смеющимися. А когда начинал звучать, например, мой любимый хор имени Свешникова, жующие рты за­стывали открытыми, тишина становилась идеальной. Такая реакция мне безумно нравилась! Настоящее искусство, искрен­ность, высокий профессионализм не оставляют равнодушным никого. Классика ве­дет за собой и обязательно всколыхнет в душе что-то доброе и хорошее. В следую­щий раз мне захотелось познакомить тури­стов с искусством цыганских артистов. Ведь именно в Москве находится единст­венный в мире цыганский театр. Партком отнесся к идее без восторга, но все-таки концерт состоялся. Получился такой празд­ник, сплошное ликование! Николай Алек­сеевич Сличенко был в ударе. Зрители вскакивали с мест, приплясывали и прито­пывали...

Но мой муж был военным и получил назна­чение в Чехословакию. Уезжала с глубокой печалью. В Чехословакии занималась об­щественной деятельностью по связям с Чешским союзом женщин и работала за­местителем директора школы. А когда вер­нулась, была избрана в президиум Фонда культуры.

- Много организационных трудностей пришлось преодолеть в начале работы нового фонда?

- Складывалось впечатление, что я всю жизнь только этим и занималась. Система поисков, отбора и поддержки юных талан­тов уже была у меня в голове. Работала с таким удовольствием! Ночью просыпалась и записывала, что надо сделать завтра, ко­му позвонить. С самого начала не считала, что стану единолично выбирать детей, ну­жен художественно-экспертный совет. Чле­нами его стали профессора Московской консерватории, Института имени Гнесиных, ныне Академия музыки, и Академии худо­жеств. Народные артисты и художники, из­вестные поэты, словом, самые высококва­лифицированные специалисты в своей об­ласти. Например, председателем Совета была блистательная женщина, профессор Московской консерватории Татьяна Алек­сеевна Гайдамович. К сожалению, ее уже нет с нами. В составе Совета Эдуард Дави­дович Грач, Наталья Николаевна Шахов­ская, Наум Львович Штаркман, Сергей Ле­онидович Доренский, Александр Зиновье­вич Бондурянский, Валентина Николаевна Левко, Иван Пантелеевич Мозговенко, Ра­фаэль Оганесович Багдасарян, МаринэЛу-арсабовна Яшвили, Вячеслав Павлович Круглое, Вячеслав Анатольевич Семенов -люди очень достойные. Мы объездили бо­лее 90 городов, от Магадана до Калинин­града. Если у коллег возникали сомнения, я всегда говорила: «Мы работаем и нас за­метят». Так и получилось. Коллеги - моя семья. Безмерно благодарна им за дове­рие, поддержку и верность фонду «Новые имена».

- Многие дети занимаются сейчас тем или иным видом искусства. В соответст­вии с какими критериями Вы выбира­ете тех, кто получает поддержку фонда «Новые имена»?

- Да, многие дети неплохо играют, рисуют. В каждой музыкальной и художественной
школе есть хорошие ученики. Но наша за­дача - выбрать лучших из лучших. Помочь
состояться таланту.

- Как одаренные дети попадают к Вам «под крыло»?

- Самая распространенная форма работы когда наш художественно-экспертный совет, возглавляемый Натальей Николаев­ной Шаховской, выдающимся музыкантом,
прекрасным педагогом и очень хорошим человеком, прослушивает детей во время
конкурсов и фестивалей фонда. Например, мы провели четыре фестиваля детского
творчества «Новые имена Москвы», фести­вали «Новые имена Подмосковья», «Новые
имена - 300-летию Санкт-Петербурга», три Всероссийских конкурса юных музыкан­тов, художников и поэтов под названием «Новые имена России. Моя мечта – моя Россия».

- Как принимается решение о дальней­шей судьбе юного дарования?

- Для нас главное - индивидуальный под­ход. Обстановка во время обсуждения все­гда доброжелательная. Члены совета - очень опытные педагоги, видят каждого ребенка насквозь. Выбираем только тех, от кого исходит сияние таланта. В зависи­мости от конкретной ситуации все вместе решаем, что в данном случае принесет больше пользы. Кому-то для продолжения учебы необходима стипендия - мы ее на­значаем. Если совет решит, что ребенку нужен мастер-класс, его фамилию сразу за­носят в список учеников Летней творче­ской школы. За счет фонда оплачивается проживание, обучение, культурная про­грамма. Если видим, что уже необходимо выступать, направляем на конкурс. Дети в таких поездках становятся самостоятель­нее и серьезнее. Понимают, какая огром­ная ответственность - выступать от фонда «Новые имена». Эти дети вообще особен­ные. Нет необходимости заставлять их за­ниматься - они живут творчеством.

- Помните, как нашли самых ярких «звезд» программы "Новые имена»?

- Конечно, я помню каждого. Одним из первых найденных самородков оказался
Денис Мацуев. В Иркутске проводили джа­зовый фестиваль, нам позвонили и пригла­сили. Тот концерт не был удачным. Высту­пали детки - нарядные, завитые, но музыки как таковой не было. И вдруг... Выходит мальчик - Денис Мацуев - и звучит снача­ла Рахманинов, а затем его собственная джазовая импровизация, и какая! Меня
как ветром сдуло - за кулисы. Познакоми­лась с Денисом, пригласила в Москву для
участия в программе «Новые имена». За­тем он выступил в «Утренней звезде» с ор­кестром Эдди Рознера. Потом прослушался в ЦМШ и поступил туда учиться. Родители
переехали в Москву. Денис объездил много городов в России и за рубежом, стал од­ним из главных участников программы «Новые имена». Победил в конкурсе П.И. Чайковского. Сейчас его знает весь мир.

- Но, наверное, не все Ваши подопеч­ные становятся профессионалами?

- Нет, конечно, ведь через нас прошло сорок тысяч детей! Даже задачи такой не
ставим. Бывает, обстоятельства меняются, не каждый ребенок хочет поступать в ин­ститут по творческой специальности. Иног­да родители хотят, чтобы он выбрал более
приземленную, коммерчески выгодную профессию. Мы лишь даем таланту шанс
раскрыться. Шанс, который он вряд ли смог бы получить без нашей помощи.

- За восемнадцать лет существования программы и фонда изменились мето­
ды работы?

- Нет, занимаемся тем же самым. Ничего не меняется, и я считаю, что это прекрас-

но. Ничего не делается формально, для протокола. Новый талант может попасть к нам и нестандартным путем. Например, как-то раз мне позвонили и сообщили, что в городе Щекино Тульской области есть удивительный мальчик-аккордеонист. А у нас - абонементные концерты в Доме му­зыки. Выпустили его на сцену и послушали первый раз прямо на концерте. А какой оказался чудный парень! Эмоциональный, обаятельный. Как владеет инструментом! Когда он играл, зал встал. А однажды пиа­нистка Татьяна Петровна Николаева при­вела мальчика Федю Амирова. Сейчас он уже участвует в конкурсе Чайковского.

- Обычный человек с улицы – родитель или педагог - может обратиться к Вам и
попросить прослушать ребенка?

- Конечно, и мы непременно прослушаем. Адрес и телефоны фонда можно найти в
Интернете.

- Бывает, что богатые люди просят устроить детей за большие деньги?

- Такого не было ни разу. У нас очень чест­ная обстановка и, видимо, люди знают об
этом. Нельзя позвонить мне или другому сотруднику фонда и попросить принять ре­бенка по знакомству. Только прослушивание на совете!

- Расскажите, пожалуйста, как органи­зована работа творческой школы?

- В Суздале у нас две смены, в июле и ав­густе. Там занимаются музыканты, поэты,
художники, вокалисты и танцоры. Утром все вместе завтракают в ресторане - и
дети, и преподаватели. После завтрака из­вестные профессора и педагоги, народ­
ные артисты и художники проводят мас­тер-классы. После обеда и отдыха - подго­товка к концерту. Вечером - концерт. Се­годня отчитывается, скажем, вокальное
отделение. Завтра - инструментальное, послезавтра - фортепианное, и так каж­дый вечер. Или по приглашению фонда приезжает кто-то из великих музыкантов

- и дает концерт. Открытые уроки, которые проводят народные артисты, - настоящие спектакли. Здесь и юмор, и блистательная игра, и бесценные подсказки. Нашей шко­ле в Суздале присвоен статус Междуна­родных курсов ЮНЕСКО по художествен­ному образованию. Действительно, эта

уникальная школа, работает уже пятнад­цать лет. Есть творческие школы и в дру­гих городах - Сыктывкаре, Петрозавод­ске, Тольятти, Феодосии...

- А где фонд находит поэтов? Ведь поэ­тических школ у нас, кажется, нет?

- Существуют детские поэтические объе­динения. Работу нашего жюри возглавлял
поэт Олег Чухонцев. Конечно, это направ­ление менее развито. Все-таки поэтов
нужно не так много, как музыкантов. Один из педагогов., просто обожаемый детьми, -
молодой поэт из Челябинска Костя Рубинский сам был когда-то «новым именем».

- Сейчас большая проблема - воспита­ние подростков. Наркомания, пьянство,
душевная пустота...

- Однажды к нам приезжала группа МВД. Речь шла о мерах предотвращения алкого­
лизма и наркомании. Я выступила, после чего меня послали на конгресс ООН с деле­
гацией МВД. Там тоже говорила, что еслиподдержать молодых художников, рису­ющих на асфадьте, дать им почувствовать себя востребованными в обществе, это и
будет самой лучшей профилактикой.

- Кто Ваши благотворители?

- Сейчас программу «Новые имена» фи­нансирует государство, что очень хорошо.
Зависимость от спонсора слишком непредсказуема. В свое время помогали Оп-
пенгеймер, концерн «Мерседес», мадам Варсано из Франции. Но богатый человек,
если сегодня хочет и помогает, то завтра находит другое применение для своих ка­питалов. В конце концов мы работаем на государство, во многих министерствах
есть подобные программы. Они дают день­ги, то есть выполняют свои программы
«нашими руками», а мы отчитываемся. От­четность вообще очень строгая - за каж­дый рубль.

- Многих подопечных Вы знаете лично. Есть ли «любимчики»?

- Лично знаю и обожаю всех. Но никогда не хвалю чрезмерно, не сюсюкаю, стараюсь сочетать строгость с доверием, теплоту с вниманием.

- С какого возраста дети попадают в поле зрения фонда?

Есть один пятилетний, которому дали стипендию фонда.

- Ваши дети или внуки тоже связаны с искусством?

- Старший внук работает на телевидении. Старшая внучка заканчивает Институт управ­ления при университете. Младшая перешла в восьмой класс, учится в художественной
школе и занимается в молодежной театраль­ной студии. Еще один внук закончил эконо­
мический факультет, работает в частной компании. У меня было два сына, один из
них погиб в автокатастрофе. Это больная те­ма. Могу только сказать, что пережить траге­
дию мне помогла, конечно, любимая работа.

- Как семья относится к тому, что Вы полностью отдаете силы и время
«Новым именам»?

- Семья всегда меня поддерживала. И ко­гда я в течение пяти лет работала без зар­платы., и сейчас... А как можно получать зарплату за благотворительность?

- Чем Вы увлекаетесь в свободное от работы время?

- Музыкой как слушатель. Люблю не толь­ко классику, но и джаз. Как всякая бабуш­ка, обожаю своих внуков. Когда были по-м­ладше, часто водила их на концерты клас­сической музыки, на балеты. Но сейчас внуки выросли, и такие походы, к сожале­нию, уже не вызывают у них особого энту­зиазма. Очень люблю людей. Нравится приглашать в гости друзей. Кстати, взгля­ните, у меня на кухне целая коллекция настенных тарелок. Это не просто красивые сувениры, а мои воспоминания. На них изображены города, где я побывала в те­чение всей жизни. Раньше коллекциониро­вала фигурки черепашек. Собралось боль­ше 100 штук - и статуэтки, и подушки, и брошки. Живых только не было. А потом оставила - ставить стало некуда... Архите­ктуру очень люблю, всегда обращаю вни­мание на красоту зданий.

- С какими трудностями в работе фонда Вам приходится сталкиваться?

- Трудность только одна. Бывает очень много работы, просто волна за волной за­хлестывает, некогда передохнуть. Но каж­дый день - радость! За годы существования фонда реальную поддержку получили десятки тысяч детей. Проведено 450 мастер-классов, 50 твор­ческих школ. Выпущено четырнадцать ком­пакт-дисков с записями юных музыкантов, шесть каталогов молодых художников, шесть сборников начинающих поэтов. По­допечные Иветты Николаевны участвуют в серьезных конкурсах, выставках. А значит, еще в школьные годы получают возможно­сти для раскрытия таланта, о которых мно­гие старшие коллеги, волею судьбы не по­лучившие подобной поддержки, могли только мечтать.

Журнал PERSONA № 6 (66) 2007

назад

 


Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
Вниманию юных музыкантов, художников и поэтов !
ВНИМАНИЮ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ, ХУДОЖНИКОВ И ПОЭТОВ !!! П Р И Г Л А Ш А Е М ! - на концерты музыкально-просветительских абонементов в 2012 году: в Рахманиновском зале МГК им. П.И. Чайковского (08 апреля, 14 октября, 2 декабря), в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха (25 октября, 22 ноября), в Камерном зале Московского Международного Дома музыки (30 сентября, 25 ноября), в Доме-музее Марины Цветаевой (14 ноября, 12 декабря). - в Летнюю творческую школу «Новые имена»: с 9 по 23 июля 2012 г. (I смена) и с 26 июля по 9 августа 2012 г. (II смена); - в Московскую творческую школу «Новые имена»: с 28 февраля по 6 марта 2012 г.; с 16 по 22 апреля 2012 г.; с 22 по 28 октября 2012 г. и с 15 по 21 декабря 2012 г. ).
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ