НОВЫЕ ИМЕНА. Межрегиональный благотворительный общественный фонд.
   рус / eng
События фонда
О нас пишут

"В ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ У МЕНЯ ВЫРОСЛИ КРЫЛЬЯ"

      На эту прогулку она согласилась сразу. С од­ной лишь оговоркой: «Да какая я звезда?» А мы и не спорили - оста­вим этот поверхностный эпитет для более «глян­цевых» персонажей, кому «пятиконечный» символ по душе. Наша героиня - личность глу­бокая и многогранная. Как и ее Москва. Сегодня со своей любимой столицей нас знакомит президент и создатель бл аготворител ьного фонда «Новые имена», заслуженный деятель искусств России Иветта Воронова.

 

Дом с историей

Наше «культурное» путеше­ствие по Москве начинаем у отчего дома нашей героини. Фасад этого знаменитого зда­ния в Подколокольном пере­улке, долгие десятилетия не­усыпно охраняемый скульпту­рами Рабочего и Колхозницы, не раз попадал в объективы телекамер. И неслучайно, ведь говорят, в далеком 37-м его архитектор был удостоен пре­стижной премии на Междуна­родном выставке в Париже. Впрочем, это не единственная здешняя легенда...

— Знаете, каждый раз, ког­да проезжаю мимо, испыты­ваю такое волнение, — при­знается Иветта Николаевна. — Вот и сейчас у меня уже все внутри сжалось. Это же мое самое дорогое и родное ме­сто, ведь в этом доме я про­жила очень много лет. Детство

и юность, знакомство с буду­щим мужем, наша свадьба, рождение двоих сыновей — все это происходило именно здесь. Ах, сколько сразу вос­поминаний...

Проходим под высоченной аркой во двор. На входе, как сегодня это заведено, нас встречает шлагбаум. Конечно, раньше его здесь не было. Так же, как и многочисленных «та­релок» на окнах, громоздких кондиционеров, повисших на стенах как грибы на стволе де­рева, и полчища машин, по-хозяйски обосновавшихся у подъездов. Но даже несмотря на столь явное вторжение ци­вилизации, сразу понятно, что это дом с историей. Ее ведь никакими машинами не скро­ешь...

— Мое детство, прошедшее здесь, было по-настоящему счастливым, — Иветта Нико­лаевна с грустной улыбкой про­бегает взглядом по окнам дома. — Оно дало мне основу для моего развития как лично­сти и для всей дальнейшей жизни. Мы переехали сюда из коммуналки, когда я была еще очень маленькой. Папа, заме­ститель начальника военной академии имени Куйбышева — она прямо напротив, через до­рогу, — получил здесь кварти­ру. Представляете, у меня была своя комната, которую я даже обустраивала на собственный вкус! Помню, развешивала на стенах какие-то картинки. И у родителей была своя комна­та, а обедали мы в столовой.

Ко всему этому, конечно, надо было привыкнуть, осо­бенно тем ребятам, которые приходили ко мне в гости. От­дельная квартира по тем вре­менам считалась событием. Но наш дом всегда был открыт для друзей, кто бы ни навещал нас, мама обязательно гото­вила что-нибудь вкусненькое.

 

Букет от Алика Рассадина

Впечатления — они ведь складываются из всяких мело­чей. Зато это остается на всю жизнь. Я помню, как мы с ре­бятами играли в этом дворе в лапту, потом — в «короля». А когда чуть-чуть подросли, ста­ли играть в «бутылочку» (сме­ется). Но все было очень бе­зобидно: никаких поцелуев, мы просто загадывали желания. Еще я вспоминаю, что вот на этих ступеньках, у подъезда, мальчик по имени Алик делал мне букетик из веточек с клей­кими весенними листочками. Даже фамилия его сохрани­лась в памяти — Рассадин. Я тогда еще думала: для кого это он так старается? Оказалось, для меня. Это было в первом классе. И это был один из пер­вых моих букетов...

Сегодня центральную часть двора занимает детская пло­щадка, обнесенная забором. Иветта Николаевна говорит, что она всегда здесь была, только прежние горки и качели, конечно, давно заменили. Зато высокие тополя до сих пор ис­правно несут свою дворовую вахту. Вместе с этим домом они пережили и сталинские ре­прессии, и войну, хрущевскую «оттепель», годы застоя и пе­рестройку. Так что в новое вре­мя вошли заметно помудрев-шими. Но все же главный мест­ный старожил — красивый жел­тый особняк с белыми колон­нами, расположившийся в глубине двора. Есть легенда, что это здание в числе немногих выстояло в пожаре 1812 года, который, как известно, был устроен назло Наполеону, во­шедшему в полупустую Мо­скву. Эту историю маленькой Иветте рассказала мама, и с тех пор девочка очень горди­лась тем, что старый дом сох­ранился именно здесь, в ее родном дворе. В те годы в быв­шем особняке находился фельдшерско-акушерский пункт, а в дни выборов неиз­менно обосновывался агит­пункт. Но даже это не мешало нашей героине, всякий раз бы­вая там, живо рисовать в своем воображении картинки из да­лекой жизни московского дво­рянства.

Кстати, косвенно этот дом сыграл свою роль и в судьбе самой Иветты Николаевны. Правда, уже как агитпункт. Од­нажды именно оттуда к ней до­мой пришел молодой агита­тор — разъяснять ей, как в пер­вый раз голосующей граждан­ке, избирательные права. Меж­ду людьми сразу возникла сим­патия, потом завязался роман. Свадьбу молодые играли здесь же. Позднее этот дом станет родным и для их сыновей...

 

Забыла про конфеты

Следуя хронологии жизни нашей спутницы, мы отпра­вляемся к Большому театру. Именно под сводами этого ве­ликого храма искусства про­изошло ее первое серьезное знакомство с русской класси­кой, величайшей почитатель­ницей которой она является и по сей день.

— Мне было 6 лет, когда мама привела меня сюда на оперу «Руслан и Людмила», — рассказывает Иветта Никола­евна. — До этого я уже бывала в других театрах, но такого ко­лоссального впечатления не ис­пытывала никогда. Причем эмо­ции охватили меня еще на вхо­де, при виде этих массивных колонн, этой колесницы. Все здесь показалось мне таким фундаментальным, значимым, важным. Помню, я взяла с собой сумочку в форме собачки с мол­нией на «спинке». Там у меня лежали конфеты, которые я по совету мамы намеревалась съесть в антракте. Но я даже не вспомнила о них — настолько все происходящее вокруг меня потрясло. Конечно, многое уже стерлось из памяти, но я на­всегда запомнила слова мамы: «Смотри, это поет великая Ва­лерия Барсова». А предста­вляете, как давно это было?

Апогеем для маленькой Иветты стало третье действие оперы. Когда на сцене появи­лась голова Черномора, де­вочка не выдержала и громко заплакала — настолько было страшно. Она даже попыталась спрятаться под кресло, но мама быстро успокоила тру­сиху.

— Возможно, в другом ме­сте я отнеслась бы к этому бо­лее спокойно, — улыбается Иветта Николаевна, — но здесь, в Большом, я находи­лась под таким грузом впечат­лений, что мое поведение ка­залось вполне понятным. Это и был тот самый переломный мо­мент, когда я, еще того не осоз­навая, навсегда влюбилась в классическую музыку. Она со мной всю жизнь, хотя сама я музыкантом так и не стала. В детстве не слишком хотела учиться играть, ленилась. Но даже будучи ребенком, слу­шала классику с величайшим удовольствием.

Помню, уже в школьном возрасте мне довелось побы­вать на концерте в зале имени Чайковского, который давали по случаю городского слета пионеров. На всю жизнь оста­лось в памяти выступление скрипачки Бариновой и певицы Шпиллер. Еще там, кажется, танцевала сама Лепешинская. Я очень люблю этот концерт­ный зал и, каждый раз бывая там, неизменно вспоминаю тот концерт. Насколько же все было продумано: целый зал. детей, а на сцене мэтры де­монстрируют" отнюдь не дет­ское искусство.

Могла ли тогда представить наша героиня, что через мно­го лет эта картинка из счаст­ливого пионерского детства еще не раз повторится в ее жизни? Только вот мэтры, и дети местами поменяются...

 

«Михалков нам как мама»

А началось все 19 лет назад, когда в судьбе Иветты Воро­новой появилось Большое Нуж­ное Дело, имя которому— «Но­вые имена». Место рождения этого уникального проекта — Старый Арбат, а точнее, ста­ринный особнячок, где сегодня находится Дом актера. Тогда, в 89-м, именно в этом здании располагался Фонд культуры.

Однажды Иветте Николаевне позвонили из фонда и предложи­ли организовать большой благо­творительный концертсучастием крупнейших деятелей искусства. До этого она 25 лет отработала в «Интуристе», занималась подго­товкой зрелищных мероприятий для зарубежных гостей, так что связи, безусловно, были. Но како­ва ответственность! Да ещевтакое время, когда само слово «благо­творительность» давно потеряло свой исконный смысл...

— Я помню, была зима, фев­раль. Шел снег, — неторопли­во рассказывает наша спутни­ца, пока мы едем на Гоголев­ский бульвар — нынешнее место жительства Российского фонда культуры. — Я приехала на Арбат, оставила машину у подъезда. Встречу мне назна­чил первый заместитель Лиха­чева. От лица самого Дмитрия Сергеевича и Раисы Макси­мовны Горбачевой он предло­жил мне заняться концертом и вообще подумать над тем, как можно возродить благотвори­тельность в наши дни. Конечно, я была просто ошеломлена и не смогла сразу дать ответ. В полной растерянности я вышла на улицу и пошла к метро. Уже оказавшись там, вдруг вспом­нила, что забыла машину. Пред­ставляете, какое у меня было состояние? Дома собрала се­мейный совет, поделилась своими сомнениями. Но вера близких в тебя, как известно, окрыляет. Семья меня поддер­жала, и я дала согласие.

Тот, первый, концерт, дей­ствительно, получился заме­чательный, А потом я начала заниматься вопросами благо­творительности в фонде. В свое время была членом его правления, потом и президиу­ма, возглавлял который Дми­трий Сергеевич Лихачев. За это время я познакомилась с удивительными, очень инте­ресными людьми. Это и Раиса Максимовна, всегда красивая, подтянутая, благородная. При этом совершенно доступная, приятная в общении, позво­ляющая высказывать соб­ственную точку зрения, всег­да готовая к диалогу. А Дми­трий Сергеевич! Его выступ­ления все слушали, затаив ды­хание — настолько он был то­чен в высказываниях и оцен­ках, эмоционален, убедителен. Я считаю его классиком, ведь каждое его слово, каждая фра­за требуют глубочайшего ос­мысления. Его труды, как и его память, вечны....

Особое отношение у Ивет­ты Николаевны к нынешнему президенту Российского фон­да культуры Никите Михалкову. О нем она говорит долго и увлеченно. Красивый, добро­желательный, образованный, остроумный, легкий в обще­нии..,Он с большим достоин­ством несет знамя клана Ми­халковых, при этом сохраняя удивительную и трогательную приверженность своей семье. И это все о нем.

— Знаете, мне нравится масштабность его мышления, то, что он, так же как и я, рабо­тает только на результат. Ни­кита Сергеевич вообще очень близок мне. И я рада, что мы с ним заодно. Поддержка, ока­занная им «Новым именам», неоценима. Мы даже иногда смеемся: наша мама — Фонд культуры, наш папа — Фонд мира во главе с Анатолием Карповым. Так что Никита Сер­геевич для нас как мама (улы­бается).

 

Храм души

Благотворительная про­грамма «Новые имена», впо­следствии ставшая одноимен-

ным фондом, дала вторую жизнь не только сотням юных дарований со всей страны, но и самой Иветте Вороновой. «Уже в пенсионном возрасте у меня выросли крылья», — сме­ется она. В нее поверили, и у нее получилось. Этот принцип взаимоотдачи сегодня — один из главных в возглавляемом ею фонде. Одаренные дети, в ко­торых верят большие настоя­щие артисты, развивая свой талант «под крылом» «Новых имен», достигают фантастиче­ских результатов. И каждый год картинка из пионерского дет­ства, навсегда запавшая в душу, повторяется с точностью до наоборот. Видавшие виды мэтры удобно располагаются в зале, а на сцене творят чуде­са обычные дети. Из Копейска, Сургута, Москвы...

В неразрывной связи с «Но­выми именами» вот уже много лет пребывает Московская кон­серватория, куда мы и напра­вляемся сейчас. Несмотря на то что фонд объединяет самые разные таланты — юных ху­дожников, поэтов, танцоров, — музыкальная составляющая в его деятельности, пожалуй, наи­более сильна. И сколько же мэ­тров родом из этого прослав­ленного здания на Большой Ни­китской дали свои мастер-клас­сы нашим новым именам!

— Лично я прихожу в Кон­серваторию за кусочком сча­стья, — с трепетом говорит Иветта Николаевна, присажи­ваясь на знаменитую скамью у памятника Чайковскому. — Это для меня самый настоя­щий храм души, источник вдох­новения, бодрости духа. Наша связь с этим местом длится всю жизнь, с детства, когда мы бывали здесь с мамой. Вы не поверите, я до сих пор не могу громко говорить, находясь в концертном зале. На меня даже портреты великих действуют магически. Поход в Консерва­торию — это всегда целое со­бытие, к которому я долго го­товлюсь. Музыканты говорят, что это лучший зал в мире, и их не зря тянет сюда, А меня при­тягивает эта неповторимая ат­мосфера, очень дорогая мне, близкая.

Но знаете, что самое удиви­тельное? Когда-то я приходила сюда на выступления великих артистов, а теперь многие из них мои большие друзья. Это те замечательные педагоги, мэ­тры, которые сотрудничают с «Новыми именами». И я рабо­таю с ними 19 лет. Они откры­лись для меня по-новому ~- я увидела, насколько они, невзи­рая на все регалии и звания, легки и приятны в общении. Ни­какой высокомерности! На мой взгляд, это и есть отличительная черта по-настоящему интелли­гентного человека...

 

«Новые имена» -в надежные руки

Завершаем нашу «культур­ную» прогулку на улице Улофа Пальме. Здесь, в красивом

трехэтажном доме, окружен­ном дивным садом, сегодня и живут «Новые имена». Этот особняк фонду любезно пре­доставило Управление дип-корпусом МИДа. Правда, сна­чала переезжать сюда совсем не хотелось. Ведь окрестности «Мосфильма» после центра го­рода, конечно, казались окраи­ной. Но стоило Иветте Нико­лаевне побывать в этом живо­писном месте, сразу стало по­нятно: здесь будет хорошо...

На стене в уютной гости­ной — целый «иконостас». Фото с великими. У окна на ма­леньком пуфе сидит огромный плюшевый мишка — один из символов «Новых имен».

— Мы ведь работаем с деть­ми, а мишка — самая детская игрушка, — объясняет наш «экскурсовод». —• Мы всегда берем его с собой на все наши концерты. Он воттакже сидит на сцене и улыбается зритель­ному залу. Но все же главный наш символ — это чаша с ог­нем, — Иветта Николаевна по­казывает бело-синюю чащу в стиле гжель, на которой кра­суется надпись «Новые име­на». Огонь мы зажигаем перед каждым выступлением, а тот, кто нам в этом помогает, ста­новится членом нашей друж­ной творческой семьи. В этом году, например, на закрытии 16-й творческой смены в Суз­дале приобщили мэра...

Под занавес встречи, уже за чаем в кабинете Иветты Нико­лаевны, разговор заходито са­мом известном выпускнике «Новых имен». Ныне мировая знаменитость, пианист-вирту­оз, возможно, так и не увидел бы большой сцены, если бы од­нажды Дмитрий Лихачев не от­правил нашу героиню на джаз-фестиваль в далекий Иркутск. Она уж было заскучала от не­благозвучия разносортных аме­риканизированных ритмов, тер­зая себя мыслью: что я здесь делаю, как вдруг зазвучал Рах­манинов. Чисто, эмоционально, по-взрослому. 14-летнего пар­ня с доброй улыбкой Иветта Николаевна нашла за кулисами. Нашла, чтобы больше никуда не отпускать. Сегодня Денис Мацуев вице-президент фон­да «Новые имена», но совсем скоро займет здесь главную должность. Таково решение его второй мамы.

— Я уверена, что фонд в его надежных, молодых руках не пропадет, — говорит Иветта Николаевна. — Денис — пре­красный организатор,настоя­щий профессионал. Но, может быть, самое главное, что он в этой жизни состоялся не толь­ко как музыкант, но и как че­ловек. Его не испортила сла­ва, он остался все тем же чут­ким, добрым и приятным пар­нем. Знаете, что особенно при­ятно? Денис всегда, при лю­бом удобном случае, старает­ся сказать о фонде, о той роли, которую «Новые имена» сы­грали в его жизни. А это значит, что он человек благодарный и неравнодушный. Ему можно доверить наше общее Боль­шое дело...

 

По «культурной» Москве

вместе с Иветтой Вороновой

прогуливались Мария ЕГОРОВА

и Александр ОРЕШИН (фото).

Еженедельная газета "Москвичка № 32 2008 г.

назад

 


Фонд   <--
О фонде   <<
Наши наставники   <<
Наш адрес   <<
Наши таланты   <--
Лауреаты   <<
Дипломанты   <<
Наши первые "Новые имена"   <<
События   <--
Мероприятия   <<
О нас пишут   <<
Фотоальбом   <<
Деятельность   <--
Конкурсы   <<
Фестивали   <<
Летняя Творческая школа   <<
Московская творческая школа   <<
Абонементы   <<
Мастер-классы   <<
Издания   <<
Ансамбли   <<
"Новые имена"   <--
В регионах   <<
В мире   <<
Обратная связь   <--
Письма   <<
Гостевая книга   <<
 
<-
ПОЗДРАВЛЯЕМ ИВЕТТУ НИКОЛАЕВНУ С ЮБИЛЕЕМ !
Первого Президента Фонда "Новые имена" Воронову И.Н. поздравили:
подробнее
  "НОВЫЕ ИМЕНА"
  Мы благодарны

О фонде       Наши наставники       Фотоальбом       Семья мастеров       Конкурсы       Фестивали
Rambler's Top100 норвегия
хостинг, создание сайтов, раскрутка сайтов, реклама в интернет
Новости аукционы политические партии обзоры рынка новости бизнеса Жизнь в России - демографический портал студия дизайн интерьера ретона, запчасти komatsu caterpillar, Cat запчасти спецтехника, создание и разработка сайта Частные школы москвы, лицеи москвы, гимназии москвы, колледжи москвы - интернет каталог Российская партия ЖИЗНИ